Принятие правильных решений на будущее

Всегда, когда мы приближаемся к новому году, автоматические действия отходят на второй план. Это время перемен, время отдохнуть и помечтать. Это подходящий момент, чтобы оценить прошлое и принять решения относительно следующих этапов жизни.

Начинается новый цикл: будущее — это чистая страница, но прошлое живо, и перед нами снова предстают старые сцены. Старые ситуации могут раствориться в воздухе, когда мы пробуждаемся к новым открывающимся перед нами возможностям. Бесконечные возможности открывают новый горизонт. Мы остро осознаём тот факт, что время не останавливается. Жизнь личности не вечна. Лучше воспользоваться возможностями, пока они есть.

Каждый момент уникален, и за каждую упущенную возможность придётся заплатить в будущем. «Carpe diem» — гласит классическая аксиома: лови момент, используй настоящее время с умом. И это не призыв к сиюминутным удовольствиям. Это напоминание о том, что позже нам придётся расплачиваться за каждое упущенное мгновение.

Тогда возникают вопросы, которые иногда вызывают дискомфорт. Что самое важное мы сделали за свою нынешнюю жизнь? Какие ошибки мы не хотим повторять? Какие добрые дела мы хотим совершить в следующем цикле? Ясны ли наши личные цели и реалистичны ли они? Чем мы готовы пожертвовать, чтобы достичь их?

Главное преимущество спокойных дней, окружающих Новый год, заключается в возможности лучше проанализировать свои уроки из прошлого, а также будущие возможности. Вместо того чтобы размышлять о том, «что уготовила нам судьба», как если бы мы были просто наблюдателями за собственной жизнью, правильнее всего взять на себя управление своим существованием. Оценив то, что мы узнали до сих пор, мы можем спросить себя:

«Учитывая нынешние условия и тенденции в будущем, на какие цели следует ориентироваться в ближайшие годы? Какие цели являются одновременно реалистичными и трансцендентными?»

С помощью ручки или компьютера мы составляем планы. Мы составляем список действий, которые могут радикально улучшить качество жизни. Среди них:

* Уделять больше внимания каждому мгновению;

* Отказаться от той или иной негативной привычки;

* Лучше заботиться о физическом здоровье;

* Посвящать больше времени эзотерической философии;

* Использовать меньше материальных ресурсов;

* Беречь жизненную энергию;

* Улучшать личные отношения;

* Отказаться от дел, которые кажутся срочными, но на самом деле не являются важными;

* Расставлять приоритеты для важных для нас дел, даже если они не кажутся срочными;

* Действовать из альтруистических побуждений, укрепляющих сакральную связь между нами и нашей бессмертной душой.

Следующий шаг — убедиться, что эти обещания не будут забыты. Нужно реалистично оценивать свои силы. Возможно, кто-то сможет плыть против течения и преодолеть лень, а также другие препятствия. Существует опасность пойти по лёгкому пути и отказаться от благородных решений, принятых в особый момент; оккультную силу слепой рутины нужно победить. Роберт Кросби писал:

«Решения никогда не принесут нам пользы, если мы не будем их придерживаться. Одно лишь желание никогда нас ни к чему не приведёт. Мы должны сохранять это желание; мы должны придерживаться решения. Мы должны проявлять свою волю и стремиться к цели». [1]

У каждого человека есть своя личная карма, то есть сложная комбинация действий и реакций, причин и следствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Если смотреть на это с непреклонной точки зрения, то эта многомерная ткань возможностей и ограничений называется судьбой. На самом деле карма — это открытый процесс, который можно изменить и который зависит от того, как мы реагируем на него в каждый новый момент, исходя из нашей свободной воли.

Восточная философия учит, что существует три вида кармы.

Созревшая карма, которую мы пожинаем каждый момент и в каждой ситуации, называется прарабдха. Накопленная карма, которую мы уже посеяли, но которая ещё не созрела, называется санчита. Новая карма, которую мы сеем каждый момент своими действиями и мыслями, называется криямана. 

Из этих трёх самая важная карма — это та, которую мы создаём прямо сейчас. Потому что эта карма зависит от нас и от нашей свободной воли. Невозможно избежать последствий прошлого. Но мы свободно выбираем то, что создаём для будущего, и это включает в себя то, как мы пожинаем созревшую карму. Видим ли мы положительные возможности, скрытые за очевидными препятствиями?

Повседневные обязанности и ответственность соответствуют нашей созревшей карме, прарабдхе. Тем не менее, выполняя свой долг, мы всегда можем открыть для себя новые пути. Карма-криямана, создаваемая по нашей воле, имеет два основных аспекта. С одной стороны, это выбор действий, которые начинаются по нашей собственной инициативе. С другой стороны, это выбор того, как мы будем справляться с обязательствами, вызовами и возможностями, которые созревшая карма — прарабдха или «судьба» — ставит перед нами.

Давая обещания и принимая решения на следующий год, мы думаем о тех сферах нашей жизни, в которых у нас есть реальная возможность выбора, и их больше, чем кажется на первый взгляд. Некоторые из них очевидны, другие — нет. Разумно внимательно следить за тем, что мы делаем в свободное время. Потому что именно в свободное время у нас есть возможность создавать новые и более кармические тенденции. Свободное время — это не синоним безделья. Наше свободное время обладает сакральным потенциалом: это открытое пространство криямана-кармы.

Что же нам тогда делать, чтобы наши новогодние решения стали реальностью?

Первый шаг — осознать истинную цель жизни: самосовершенствование, творчество и внутренний покой.

Второй шаг заключается в определении чётких целей, которые зависят от вас самих. Не решайте, например, что с вами случится то или иное приятное событие. Это лишь желание получить факты, которые от вас не зависят, и, возможно, стремление получить то, что вы не сеяли.

Не решайте, что другие люди будут дружелюбны по отношению к вам, но решите сами быть дружелюбными по отношению к ним. Не решайте, что ваш начальник повысит вам зарплату, но решите работать усерднее и лучше использовать профессиональные перспективы.

В период духовного младенчества или, когда мы психологически ведём себя как дети, мы зависим от «Отца-Спасителя» и ожидаем, что какой-нибудь бог или символическая власть сделают всё за нас. Взрослея, мы берём на себя ответственность за свою жизнь. Наша религиозность перестаёт основываться на слепой вере и автоматическом подчинении и становится фундаментом для понимания единства жизни и чувства солидарной независимости. Например, в буддистской школе «Чистой земли» — одном из самых популярных в Японии — Амида Будда не является каким-то отдельным Учителем. Он — вечный свет и бесконечная жизнь. В традиционной медитации этой школы каждый практикующий считает себя частью цепи всеобщей любви, которая оживляет космос:

«Я — звено в золотой цепи любви Амиды Будды, которая простирается по всему миру. Я должен сохранить своё звено светлым и прочным. Я постараюсь быть добрым и мягким по отношению ко всему живому и защищать всех, кто слабее меня. Я постараюсь иметь чистые и прекрасные мыслями, говорить чистыми и прекрасными словами и совершать чистые и прекрасные поступки, зная, что от моих действий сейчас зависит не только моё счастье или несчастье, но и счастье или несчастье других. Пусть каждое звено в золотой цепи любви Амиды Будды станет светлым и прочным, и пусть мы все достигнем совершенного покоя».

В этой молитве практикующий понимает, что его счастье и, в определённой степени, счастье других людей зависят от того, что он делает в данный момент. Это неизбежный урок криямана-кармы. Мы должны сеять то, что хотим однажды пожать. То, что не посеяно, нельзя пожать. Эта идея тесно связана с философией Эпиктета, мыслителя-стоика, жившего в Римской империи в I и II веках нашей эры и начавшего свою жизнь в качестве раба. Эпиктет учил:

«Счастье и свобода начинаются с чёткого понимания одного принципа: некоторые вещи находятся в нашей власти, а некоторые — нет. Только после того, как вы осознаете это основное правило и научитесь различать то, чем вы можете управлять и чем не можете, вы сможете обрести внутреннее спокойствие и внешнюю эффективность. В нашей власти находятся наши мнения, стремления, желания и то, что нам претит. Эти сферы вполне обоснованно вызывают у нас беспокойство, потому что они напрямую зависят от наших действий. Мы всегда можем выбирать, что и как будет происходить в нашей внутренней жизни. Однако от нас не зависят такие вещи, как то, какое у нас тело, родились ли мы богатыми или разбогатели сами, как к нам относятся другие и наше положение в обществе. Мы должны помнить, что это внешние факторы, которые нас не касаются. Попытка регулировать или изменять то, что мы не можем изменить, приводит лишь к мучениям».

Действительно, главный источник несчастья на психологическом уровне заключается в привычке тратить энергию на борьбу с тем, что нельзя изменить, или искусственно манипулировать факторами, которые находятся вне нашей власти и которые мы не можем регулировать естественным образом. Таким образом, мы теряем возможность делать то, что зависит от нас.

Эпиктет добавляет:

«То, что находится в нашей власти, естественным образом находится в нашем распоряжении, без каких-либо ограничений или препятствий; но то, что находится вне нашей власти, хрупко, подневольно или определяется прихотью и действиями других людей. Помните также, что, если вы думаете, что у вас есть полная свобода в отношении того, что естественным образом находится вне вашей власти (…), то ваши стремления будут пресекаться, и вы разочаруетесь, вас обуяет тревога и склонность к поиску виновника». [2]

Определяя свои личные цели на следующий год, человек должен учитывать различные аспекты своей личности. Человек — это сложная совокупность. Мы часто противоречим сами себе. Есть ли в нас какие-то эмоциональные центры, которые будут способствовать «неосознанному бойкоту» наших новых решений? Как нам победить лень и привязанность к рутине? Как нам справиться с задачей быть последовательными?

Прогресс должен быть устойчивым. Следует избегать принятия решений, противоречащих здравому смыслу, или решений, в соответствии с которыми человек не способен действовать настойчиво. Лучше принимать решения, которые можно применить на практике с первого момента, хотя и в небольших масштабах. «Тише едешь, дальше будешь», как гласит популярная аксиома. Небольшие шажки делают возможным длинный путь, и со временем они создадут возможность для больших шагов. Постепенными преобразованиями легче управлять.

Полезно заниматься простыми ежедневными упражнениями, которые укрепляют принятые решения. Вот несколько инструментов, которые используют разные люди в зависимости от своего темперамента и индивидуальных склонностей:

* Ежедневно размышлять или медитировать о процессе самосовершенствования;

* В течение дня несколько раз уединяться в тихом месте и заниматься творческим самоанализом, чтобы укрепить силу воли;

* Записывать в дневник основные уроки, извлечённые из прилагаемых вами усилий;

* Мысленно вновь подтверждать свою главную жизненную цель, когда просыпаетесь утром и перед сном ночью.

Решение изменить привычный распорядок требует смелости, решительности и готовности к самопожертвованию. Нужно отказаться от старых и бессмысленных «ритуалов», которые отнимают время и энергию и к которым мы можем быть привязаны.

Отказ от привычек требует аскетизма, духовной практики, которую можно определить, как «безразличие к личному комфорту». Санскритское название аскетизма — тапас. Это одно из важнейших понятий в эзотерической традиции, поскольку его практика укрепляет индивидуальную волю, без которой мы едва ли смогли бы сделать что-то полезное в жизни.

Тапас — это не суровая или бесчувственная позиция. Истинная аскеза — это лишь внешний признак того, что у нас есть сильная воля познать свою внутреннюю сущность и что сакральный огонь сжигает всё негативное в нас, просвещая наше сознание в целом. Этимологически слово тапас означает «то, что сияет, как огонь или солнце». Жизнь учит нас, что даже небольшая аскеза спасает нас от больших страданий.

В чём же тогда заключается ключ к выполнению новогодних обещаний?

Мы должны чётко определять и время от времени пересматривать свои цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Мы должны спокойно и творчески работать над их достижением. Мы должны помнить, что в любом процессе обучения без препятствий не обойтись. Сталкиваясь с трудностями, мы постепенно начинаем постигать секрет победы в искусстве сеять благие семена. Согласно восточной философии, ключ к тайне лежит в правильном сочетании глубокого смысла, содержащегося в пяти словах: 1) альтруизм; 2) упорство; 3) чувство собственного достоинства; 4) познание себя; 5) владение собой.

Сноски:

[1] «Книга цитат», Роберт Кросби

[2] «Искусство жить», Эпиктет

000

admin

От admin