Выбери идеал и горячо полюби его

Ты поставил перед собой конкретную цель. Достаточно ли этого?

Нет! Тебе также нужен идеал. Это слово кажется старомодным. Оно напоминает о какой-то форме «промывания мозгов», которую старики, движимые пагубным рвением к аскетизму, навязывают молодежи. Ты можешь подумать, что идеал – это что-то такое, что можно положить на бутерброд? Является ли он тем, чем мы согреваемся, во что одеваемся, чем развлекаемся?  Нелепо говорить мне об идеале, когда у меня нет ни гроша! Твое представление об идеале не работает. Оставь его при себе!

Я все равно предложу его тебе, потому что, похоже, ты в этом очень нуждаешься.

Давай немного поразмыслим. Ты недоволен, потому что на твоём пути появляются препятствия. Ты горячо протестуешь. Но на самом деле всё существующее и социальные институты, похоже, не обращают никакого внимания на твои протесты. Тогда ты говоришь: «Ах! Было бы лучше, если бы люди были добрыми, справедливыми, правдивыми и дружелюбными; если бы общество было устроено по-другому, если бы соблюдалась мораль и так далее».

Говоря, что ты сформулировал свой идеал, образ совершенства, в таком виде, как неудовлетворённость собой заставляет тебя представлять его себе.

Но не только внешняя реальность кажется тебе плохой. Твоя внутренняя сущность (твоё «я», личность) не всегда удовлетворяет тебя. В скольких случаях ты хотел быть сильнее, образованнее, искуснее, красноречивее, достойнее и мужественнее? Ты также, по-видимому, очень хотел бы, чтобы сограждане считали тебя справедливым, честным, щедрым и благородным человеком. Ты даже думаешь, что было бы действительно замечательно оставить своим детям и потомкам память о человеке, верном своим обязательствам, который безоглядно жертвовал собой ради добра, красоты, правды, и на чьей могиле можно было бы написать: «Здесь покоится хороший отец, хороший муж, великий гражданин». Такой образ, хотя и немного меланхоличный, трогает тебя.

Ну что ж, мой друг, вот и все, у тебя есть идеал. А ты и понятия не имел об этом!

У каждого есть свой идеал. У бродяги, шатающегося по ночным улицам, тоже есть свой идеал. Он с гордостью говорит, что всегда «корректен» со своими друзьями, даже когда дерется с ними на ножах. Это его дело чести. Давай вспомним некоторые идеалы.

Художник, который тратит все свои силы, рискуя здоровьем, на создание своего «шедевра».

Богатый человек, который из-за своих филантропических пристрастий (или, возможно, чтобы заслужить уважение) возглавляет благотворительное общество.

Рабочий, который отдает десятую часть своей зарплаты «делу», «партии».

Фермер, который хочет оставить своему сыну ухоженное поместье.

Спортсмен, который стремится побить рекорд.

Влюбленный, который хочет стать достойным замечательной женщины, которую он любит.

У всех этих людей есть идеал.

— Да, — смеясь, говоришь ты, — но тогда у меня тоже есть идеал – хорошо питаться и не слишком уставать.

— Ну, мой бедный друг, ты обречен! Из всех возможных идеалов ты выбрал наихудший. Это почти смертный приговор. Подумай об этом. На самом деле вкус к жизни укоренился в тебе не так прочно, как ты мог бы подумать. Разве с тобой не случалось так, что ты был сокрушён испытаниями, страданиями, усталостью и хотел бы прилечь у дороги, как измученная лошадь?

Что ж! Тебя ждет та же ситуация, если скука слишком овладеет тобой. Ты чувствуешь это настолько, что тебе становится плохо в те дни, когда не можешь найти всех фильмов, которые хотелось бы посмотреть. Но скука, с которой ты борешься, смотря фильмы или сидя в кафе, только усиливается, если у тебя нет идеала. Сегодня ешь, пей, спи, а завтра начинай всё сначала, не испытывая никакого интереса, кроме наблюдения за прогрессом своего ожирения, таким образом, погружаясь в безотрадные грёзы жиреющей свиньи. Разве это жизнь? О, конечно, нет. Это медленно и ужасно разрушает тебя.

Возможно, некоторые люди вполне счастливы при такой жалкой жизни. Но они не читают то, что я пишу. Я могу показать, что они барахтаются в собственной грязи, и никогда об этом не подозревают. Но раз уж ты читаешь эти строки, я ясно говорю, что тебе нужен идеал – настоящий идеал.

Как жить без него? Стремление к идеалу возникает спонтанно из того самого ужаса, который вызывают в тебе страдания, несправедливость, порочность. Это сдержанная (или бурная) реакция на слабость, которую ты чувствуешь в себе. В твоей душе пробуждается стремление к благородной жизни. Оно требует, чтобы его сформулировали. Мы должны воплотить его в идеале.

Каким он будет? Можно ли его купить «заранее заготовленным» на базаре? Или заказать у известного производителя?

Ты смущен! Ранее я показал идеалы многих хороших людей. Некоторые люди стремятся к возвышенному идеалу и даже к святости; другие едва поднимаются над достижением конкретной цели. Третьи гоняются за химерами, предаваясь абсурдным идеям.

Мы также встречаем отчаявшихся людей, чей идеал состоит в том, чтобы сосредотачиваться на своих страданиях. Они стремятся дискредитировать причины, по которым другие живут; они высмеивают тех, кто действует, нападают на счастье и пытаются доказать, что вселенная – это всего лишь водоворот катастроф, среди которых борьба человека нелепа. Прославленные поэты воспевали радость смерти в пятидесяти томах своих стихов, что, с другой стороны, не помешало им дожить до достойной старости. Не удивляйся; их идеалом было создавать литературные красоты из-за чувства отчаяния!

Тебе не нужен такой сложный идеал. Тебе нужен идеал, который будоражил бы твою волю, пробуждал стремления, требовал усилий и побуждал преодолевать себя.

Но о чем я говорю? Кажется, я советую тебе выбирать идеал, как выбирают хороший велосипед. Не правда! На самом деле, прежде всего, речь идет о том, чтобы выразить свои более глубокие наклонности, избегая при этом внешнего воздействия или несвоевременных тормозов.

Только так ты сможешь избежать вспышек социальной инфекции. Когда люди собираются вместе, они вскоре начинают горячиться и создавать какой-то абсурдный идеал, который, однако, выглядит грандиозно, поскольку «это глас народа».

Конечно, ты не можешь избежать всех социальных влияний. Твоя ментальная жизнь, как и жизнь любого другого человека, питается книгами, газетами и даже пропагандой. Ты должен знать, как выбрать из этого потока идей те, которые подходят тебе больше всего.

Но, пожалуйста, не испытывай маниакального страха перед промыванием мозгов. Чтобы прославить себя тем, что их нельзя одурачить, некоторые люди постоянно повторяют, что они «на такое не купятся». Как только мы заговариваем с ними об идеалах, они усмехаются и заявляют, что не чувствуют себя героями.

Может быть! Но тогда они также не способны действовать, побеждать, посвящать себя чему-то, проявлять энтузиазм, любить и, наконец, жить.

Выбирая между этим дурацким отказом и глупым принятием всей лжи, ты будешь знать, как принять такую точку зрения, которая приведет тебя к вере в идеал.

Очевидно, что реальные идеалы будут предоставлены тебе обществом, но ты сам должен выбрать и скорректировать свой идеал, руководствуясь здравым смыслом и любовью.

Руководствуясь здравым смыслом – это значит принимать во внимание свой характер, навыки, состояние здоровья, энергию, социальное и семейное положение. Руководствуясь любовью – это значит уметь распознавать и признавать спонтанные импульсы, которые побуждают любить определенные формы жизни и определенные идеи.

Однако не думай, что принятие идеала – это, главным образом, позитивная операция. Нет. Идеал, который ты мог бы разобрать на части, рассматривая их одну за другой и думая: «Вот хороший механизм, который может способствовать энергичному продвижению меня по жизни», может быть целью, но не идеалом.

Ты должен воспринимать идеал как некую концепцию жизни, которой ты подчиняешься добровольно, радостно, с любовью или как некий набор нравственных правил, которые ты поклялся соблюдать, и даже как заповеди, которые ты не только исповедуешь, но которые настолько глубоко проникают в твое сознание, что ты следуешь им, не задумываясь.

Однако будь осторожен! Многие люди, особенно женщины, воображают, что у них «полно идеалов», поскольку они часто предаются смутным грезам наяву, во время которых они играют в  героизм, чистую любовь, совершенство, идеал. По этому прекрасному озеру утопий, в лучистых лучах заходящего солнца, с удовольствием плавают такие безукоризненные люди, которые после этих сеансов смутных размышлений с удовлетворением заявляют, что знают, как найти прибежище в своем «идеале» и убежать от уродства жизни!

На самом деле они трусливо избегают деятельности. Ведь признак здорового идеала – это побуждение к действиям, к такому поведению, которое ведет к более насыщенной, истинной и благородной жизни.

Вот примеры некоторых идеалов, которые на протяжении всей истории были признаны множеством людей, живших насыщенной и гармоничной жизнью.

Идеал святости. Нет необходимости давать ему определение. Вы уже знаете, что он возносит того, кто им одержим, на высоты экзальтации.

Идеал долга. Его последователь при любых обстоятельствах ведет себя по отношению к другим, соблюдая все нормы нравственности.

Идеал патриотизма, благодаря которому человек понимает величие своей нации как цель настолько ценную, что готов пожертвовать ради нее всем, даже своей жизнью.

Идеал ответственности. Он заключается в том, что человек испытывает сильное чувство, что он является причиной чего-то, и гордо, при любых обстоятельствах, берет на себя ответственность за свои действия.

Идеал справедливости. Это значит испытывать сильное возмущение, сталкиваясь с несправедливостью. Этот благородный бунт основан на любви к другим и подталкивает нас к совершению действий, которые упразднят беззаконие, даже если для этого придется столкнуться с опасностью.

Идеал свободы вселяет инстинктивный ужас, который мы испытываем перед неоправданными ограничениями, и в то же время вызывает горячее желание создать социальное государство, обеспечивающее всецелое развитие индивидуальности.

Идеал солидарности – это искреннее, великодушное, благородное стремление осознать, что человек может жить только в обществе, где каждый его член любит других как братьев и желает посвятить им всего себя.

Идеалу милосердия следуют те, кто светится от счастья, помогая другим. Так, они осознают достигнутое ими высокое благородство души.

Идеал любви, сострадания к человечеству имеет тот же источник и те же следствия.

Идеал прогресса; человек с огромной радостью стремится внести как можно больший вклад в социальное и нравственное совершенствование человеческого общества.

Но все эти идеалы, перечисление которых можно было бы продолжить и каждому из которых мы могли бы посвятить целую книгу, чтобы показать их силу, красоту и благородство, – все они в определенной степени могут быть сведены к одному, заслуживающему размышления, идеалу самосовершенствования.

Поэтому прими решение, что при любых обстоятельствах своей жизни ты будешь стремиться рассматривать как важнейший долг обязательство стать сильнее, активнее, лучше владеющим собой, более преданным другим, более благородным, более умным, более добродетельным, чтобы обеспечить интегральное совершенствование своего существа. Результатом этого станет чувство личного достоинства. Ты будешь осознавать себя личностью, то есть индивидуумом, наделенным четко определенными истинными качествами, по отношению к которому у тебя есть обязательства.

Всячески развивай это чувство собственного достоинства. Повторяй себе снова и снова, что ты способен к совершенствованию. Подумай о своих привилегиях, как человека. Животное может лишь бесконечно повторять те действия, которые необходимы для его сохранения; ты же, с другой стороны, способен изобретать новые формы поведения; чувство священной тревоги терзает тебя и толкает к великому предназначению. Внутри тебя, в твоей душе, глубоко внутри есть некая загадочная интуиция, которой нужно подчиняться, чтобы не упустить свою жизнь.

Приветствуй этот дух, который вдохновляет тебя и даже иногда огорчает, как доказательство благородства. Принимай все последствия, которые влечет за собой его присутствие. Именно так ты будешь развивать свой интеллект, свою чувствительность, свою волю, чтобы быть самим собой, то есть такой «личностью», которую ты еще не знаешь, поскольку ты её изобретаешь и совершенствуешь на протяжении всего своего существования. Но той интуиции, которая у тебя есть на этот счет, тех видений, во время которых она является тебе на один миг, в определенные моменты, вполне достаточно, чтобы вызвать у тебя желание полностью воплотить её.

Это стремление превзойти себя, преодолеть себя, эта потребность в росте  – всё это не займет много времени, чтобы внушить тебе, что истинное величие невозможно без подчинения нравственным правилам. Человек, который приобрел силу, интеллект и волю, обязан отдавать своё богатство, иначе, что бы он стал с ним делать? Стремление к совершенству во всех аспектах жизни обязательно подразумевает преобладание в себе понятий чести, великодушия, долга, справедливости, солидарности, милосердия и т.д. То есть всех великих идеалов, которые я перечислил выше.

Когда такой взгляд на жизнь, вдохновленный стремлением к совершенствованию, станет для тебя постоянной мыслью, постоянной озабоченностью, «возвышенной одержимостью», его действие на тебя будет ошеломляющим. Вместо ощущения, что ты барахтаешься в трясине жизни, ты почувствуешь, что достиг высот, где легко дышать. Все те замыслы, которые боролись за власть внутри тебя и вызывали анархию, отныне будут приучены к дисциплине и поставлены на службу твоему идеалу. Это значительно повысит степень твоего счастья.

После такого преображения у тебя больше не останется сомнений! Твой идеал, предзнаменование твоей судьбы, поможет тебе решить любую проблему. Ты знаешь, куда идёшь, что красиво, а что уродливо; ты знаешь, какие слова нужно сказать, какие действия нужно совершить, чтобы «добиться успеха» в жизни в самом глубоком смысле этого слова. Другими словами, твоя душа сосредоточена, горяча, сориентирована и энергично движется к своему «благу».

Но недостаточно принять идеал в тот момент, когда ты испытываешь энтузиазм. Ты также должен знать, как его отстаивать. У тебя часто будет такая возможность.

Сколько людей в насмешливом тоне скажут тебе: «Что?! Ты говоришь об идеалах! … Ты поддался на эту чушь! Но, друг мой, идеал – это такая тяжесть для бизнеса! Ты обязательно утонешь, если будешь зацикливаться на всё этом!”

Отбрось этот «полезный совет», подумав в свою очередь: «Нет, я не следую слепо тому или иному. У меня есть идеал, это сокровище, я его храню!..»  На самом деле, те, кто призывает тебя «протрезветь», ищут удовольствия в разрушении, часто не осознавая этого. Таковы люди, они радуются, когда разрушают. Они рассматривают акт разрушения как доказательство своей силы. Скептик, который подрывает идеалы своего ближнего, чаще всего испытывает такое извращенное удовлетворение. Он знает, что обеспечивает себе доминирование в той мере, в какой ему удается поколебать идеал возможного конкурента.

Поэтому выбери идеал и горячо полюби его. Испытай радость от ощущения, что в тебе всё больше расцветает благородство и величие. Доверься тайной силе, которая заставляет тебя влюбиться в свой идеал, как влюбляются в женщину, просто потому, что мы видим в ней возвышенное существо, ценность которого ни с чем несравнима.

Почаще созерцай свой идеал мысленным взором. Восхищайся им, падай ниц перед ним и горячо поклоняйся ему. Ты – верховный жрец, следящий за священным пламенем, чтобы оно никогда не угасало. А еще лучше, скажи себе, что твой идеал – это повеление от Бога, такое повеление, которое человек получает, трепеща от благоговения и любви, и которое он исполняет с явным ощущением того, что наконец-то понял смысл жизни, что он является частью абсолюта, бесконечности и совершенства.

000

Вышеприведённый текст был переведен ККA из книги «Словарь силы воли», Жан де Винь Руж, издание Ж. Оливена, Париж, 320 стр., 1945, стр. 162-168. Оригинальное название: «Идеал – великая движущая воли». Жан де Винь Руж – это псевдоним французского офицера и писателя Жана Табуро, который родился 29 апреля 1879 года и прожил до 1970 года.

admin

От admin