За мудрость нужно платить
Зигмунд Фрейд (1856-1939), основатель психоанализа
Хотя концепция «сопротивления переменам» имеет психоаналитическое происхождение, она указывает на закон кармы. Это один из аспектов психоанализа, который поистине важен для эзотерической философии. [1]
Психологическое сопротивление часто определяют как наблюдаемый в клинической практике процесс, при котором пациенты прямо или косвенно противодействуют возможности изменения своего поведения. Поэтому они отказываются обсуждать эту тему, подавляя в своих мыслях необходимость решить эту проблему с целью своего совершенствования.
Эта идея вполне теософская. Она занимает центральное место в материалах Эзотерической школы, созданной Е. П. Блаватской в 1888 году, и в различных формах присутствует в других местах; она обнаруживает закон кармы через психические действия.
Подсознательное сопротивление переменам бывает как индивидуальным, так и коллективным. Теософской ассоциации, точно так же, как семье и любой человеческой группе, придётся бороться, чтобы выбирать между тенденцией к обновлению и тенденцией отрицания необходимости перемен. Как и в любой области жизни, динамическое равновесие укажет лучший путь.
Е.П.Б. «предупреждает эзотериков»
Любой прямой контакт с мудростью вызывает сильное сопротивление, внутреннее и внешнее. Это неизбежно и для теософии. Географическое расстояние между Учителями Мудрости и членами нашего человечества не в счёт. Единственное реальное расстояние относится к состоянию сознания, и Махатма писал:
«Природа соединяет все части своего царства тонкими нитями магнетической симпатии, и даже между звездой и человеком существует взаимосвязь; мысль бежит быстрее электрического флюида, и ваша мысль найдёт меня, если будет послана чистым импульсом (…). Наш закон состоит в том, чтобы приближаться к каждому, у кого есть хотя бы малейшие проблески истинного света «Татхагаты» (…)». [2]
Сродство вибраций определяет жизнь. Что касается мудрости, то её нужно заслужить, прежде чем желать. С поиском истины связана опасность. Любое приложенное усилие подчиняется кармическому закону симметрии. Любой шаг вперёд нужно проверять многими способами. Людям бывает трудно развить глубокую любовь к истине. В своём монументальном труде «Разоблаченная Изида» Е. П. Блаватская цитирует следующие слова Саржента Кокса:
«Нет более фатального заблуждения, чем считать, что истина торжествует благодаря своей собственной силе, что стоит её только увидеть, чтобы тут же принять. На самом деле желание познать истину присуще очень немногим умам, а способность различать её – ещё меньшему количеству. Когда люди говорят, что ищут истину, то они имеют в виду, что ищут доказательств в поддержку какого-либо предубеждения или предвзятого мнения. Их убеждения основаны на их же желаниях. Они видят всё и даже больше того, что, по-видимому, соответствует их желаниям, они слепы, как летучие мыши, во всём, что противоречит им. Учёные не более свободны от этого недостатка, чем другие». [3]
Говоря теософским языком, «кандидат» — это учащийся, посвятивший свою жизнь поиску истины, и Елена Петровна Блаватская писала в указаниях, адресованных её эзотерическим ученикам:
«В оккультизме есть странный закон, очень давно установленный и подтверждённый тысячелетним опытом; и он не преминул продемонстрировать себя почти во всех случаях в течение пятнадцати лет существования Т.О. [Теософского движения]. Как только кто-либо даёт клятву быть «кандидатом», начинают действовать некие оккультные силы. Во-первых, выходит наружу всё скрытое в природе человека – его недостатки, привычки, особенности и подавленные желания, благие, дурные или нейтральные». [4]
Так начинается борьба -испытание между любовью к истине и низшими побуждениями в душе.
Е.П.Б. добавляет:
«Например, если человек тщеславен, или сластолюбив, или честолюбив, будь то по атавизму или по кармическому наследию, все эти пороки обязательно выйдут наружу, даже если он до сих пор успешно скрывал или подавлял их. Они неудержимо выйдут наперёд, и ему придется бороться во сто крат упорнее, чем прежде, пока он не убьёт в себе все подобные наклонности».
«Убить» деструктивные тенденции означает понять и превзойти их. Е.П.Б. продолжает:
«С другой стороны, если он добр, великодушен, целомудрен и воздержан или имеет какую-либо добродетель, до сих пор латентную или скрытую в нём, она вырвется наружу так же неудержимо, как и всё остальное. Так, хорошо воспитанный человек, который терпеть не может, чтобы его считали святым, и поэтому надевает на себя маску, не сможет скрыть свою истинную природу, низменную или благородную. ЭТО НЕПРЕЛОЖНЫЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ОККУЛЬТНОГО. Его действие тем заметнее, чем серьёзнее и искреннее желание кандидата и чем глубже он ощущает подлинную сущность и важность своей клятвы».
Самопознание – это цель:
«Древняя оккультная аксиома «Познай самого себя» должна быть знакома каждому члену этой Школы; но немногие, если вообще кто-либо, постиг истинный смысл этого мудрого увещевания дельфийского оракула. Вы все знаете своё земное происхождение, но кто из вас когда-либо прослеживал все звенья наследственности, астральные, психические и духовные, которые делают вас тем, кто вы есть? Многие в письменной форме выражали желание соединиться со своим высшим Эго, но, пожалуй, никто не понимает неразрывной связи, соединяющей их «высшие Эго» с единым вселенским «Я»».
В течение определённого времени неизбежна напряженная борьба между той частью низшего «я», которая верна бессмертной душе, и той частью, которая ей не верна.
СНОСКИ:
[1] Как наука о низшем «я» и его иллюзиях психоанализ Фрейда имеет много общего с эзотерической философией. Однако его взгляд на высшее «Я» ограничивается случайными проблесками. Такой взгляд есть, но в основном неявно, через этику. У Эриха Фромма теософских элементов гораздо больше. Фромм провел ряд важных межрелигиозных и буддийских исследований.
[2] «Письма Махатм А. П. Синнетту», расшифровка А. Т. Баркера, факсимильное издание, Theosophical University Press, Пасадена, CA, 1992, 493 стр., см. письмо XLV, стр. 267-268.
[3] Цитата м-ра Саржента Кокса приводится Еленой Петровной Блаватской в её книге «Разоблаченная Изида», Theosophy Co., том I, стр. 615.
[4] «Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, T.P.H., том XII, стр. 515-516