
Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше
Разные люди, конечно, ценят разные вещи.
Даже если они ценят одни и те же вещи, они чаще всего видят противоположные ценности в том, что, как им кажется, объединяет их.
Почему вы цените лес – из-за высокой цены на древесину?
Возможно, вы цените деревья из-за каких-то других экономических потенциальных возможностей, которые более правильны с экологической точки зрения.
Ценен ли для вас лес потому, что он играет центральную роль в сохранении жизни в том виде, в каком мы ее знаем в современной цивилизации?
Или, возможно, лес ценен для вас сам по себе, независимо от множества его практических применений для человечества и других живых существ? Мы также знаем, что все уровни ценности, которыми обладает объект, сосуществуют, нужно только определить акцент и относительную важность каждой формы оценки.
Помимо реальной ценности леса, возможны и другие формы ценности, и они заслуживают рассмотрения. Различные формы ценности рассматриваются с разных уровней сознания. Физическая важность чего-либо может быть далека от его эмоциональной, умственной или духовной значимости.
Глубина и искренность уважения человека к другим существам зависит от точки зрения, с которой он смотрит на свою жизнь. Что представляет ценность для вас – количество друзей или одобрение собственной души и совести?
Зависит ли ваша самооценка каким-либо образом от покупательной способности вашей кредитной карты или от количества похвал и аплодисментов, которые вы получаете каждый месяц? Существуют более разумные подходы к жизни.
Наука этики говорит о двух основных уровнях ценности.
На действенном уровне ваша жизнь важна, потому что вы помогаете людям, потому что вы полезны обществу, вы приносите пользу своему сообществу и стране.
Ваша жена делает вас счастливым во многих отношениях, поэтому она наиболее ценна. Ваши дети – часть вашего счастья. Ваши друзья, коллеги, ваша нация и тысячи других факторов в жизни способствуют вашему чувству довольства, поэтому они наиболее ценны для вас, как и теплые лучи солнца зимой, красота летящей птицы и тень дерева летом.
На этом уровне восприятия ценность играет важную роль. Если вы не в состоянии выйти за рамки такого ценностного измерения, вы по-прежнему в корне слепы к красоте жизни.
Ваша жена обладает внутренней ценностью; ее значимость не может быть измерена количеством радости, которую она доставляет вам. То же самое верно в отношении ваших детей и вашей нации. Вряд ли разумно проявлять уважение к людям только потому, что они согласны с вами, или до тех пор, пока они с вами согласны. Целью других существ в вашем существовании не является потакание вам. Через них жизнь учит вас различным способам самосовершенствования.
Как только мы осознаем внутреннюю ценность леса, нации, восхода солнца, дружбы или смирения, мы осознаем более высокие и благородные аспекты действенной ценности.
Эти два фактора неразделимы.
Быть полезным для внутреннего роста других людей – большая честь. У нас есть как материальные, так и нравственные обязанности. Есть благословение в глубоком уважении к своим согражданам, а также к лесам, лесным обитателям и всем живым существам.
В этом процессе мы становимся осознанными братьями тех, кто намного более развит, чем наше нынешнее человечество, и все же поддерживает едва уловимый контакт с человеческими существами, чтобы убедиться, что они следуют по пути вселенской этики.
Теософия согласно Иисусу
В каждое время и в каждой нации независимые мыслители всегда указывают путь к эволюции души. Начиная с 19-го века, многие подвергали сомнению систему ценностей в обществе, подлинным богом которого (центром существования людей) являются деньги.
Когда материальные ценности рассматриваются как решающий фактор в жизни, нравственные и религиозные ценности представляют собой лишь видимость, маскировку личных амбиций, инструмент на службе эгоизма.
Эрих Фромм доказал необходимость выбора между «иметь» и «быть». Очевидно, что в теософии такие вещи, как политическое лидерство, деньги, институциональная власть и материальные блага, сами по себе не имеют значения. Они не приносят истинного счастья или удовлетворенности. Теософские ценности приносят блаженство, потому что они принадлежат бессмертным душам. В Евангелии от Матфея Иисус учит теории ценностей, принятой в классической теософии. Этот еврейский учитель никогда не намеревался основывать церковь, не говоря уже о церкви, привязанной к материальной власти и собственности.
Вместо этого он учил:
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее». (Мф.13:44-46)
Иисус добавлял:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Мф.6:19-21)
То же самое учение есть в Дхаммападе и других священных писаниях.
Отказавшись от привязанности к видимым благам (деньгам, аплодисментам, власти), человек может обрести небесное и невидимое сокровище (непреходящее сокровище), а также вечные жемчужины вселенской мудрости.