Зависят ли будущие события от нас?

0000000000000000000000000000000000000

Первоначальная версия статьи была опубликована в ноябрьском номере 2005 года журнала «Теософ эпохи Водолея», стр. 01-07.

0000000000000000000000000000000000000000000

В первой половине XXI века теософы всё ещё могут задаваться вопросом, какова их ответственность за основную часть человеческой кармы.

Как изучающие эзотерическую философию, они являются внешними хранителями сакральной мудрости, как древней, так и современной. Предполагается, что они изучают её не только ради собственной выгоды, потому что в этом случае с самого начала неизбежен провал. Чтобы постичь сакральную мудрость, ваша цель должна заключаться в принесении пользы человечеству, но даже этого недостаточно. ЕПБ также учила, что философское знание должно быть живым и творческим процессом, апробируемым в повседневной жизни. Вы не сможете достичь великой мудрости, просто повторяя идеи, содержащиеся в лучших доступных нам книгах.

Но если у нас есть хоть капля истинного альтруизма и готовность действовать, то в наши дни мы можем позволить себе задать неудобный вопрос:

«Поскольку наша цивилизация сталкивается с серьёзными и растущими опасностями и проблемами различного рода, в каком смысле мы должны чувствовать себя ответственными за её будущее? В чём заключается наша реальная ответственность?»

Ответить на этот вопрос — непростая задача. И всё же есть по крайней мере одна вещь, в которой мы можем быть уверены: кризисы и возможности окружают нас повсюду. Каждый вечер они появляются в новостях. Они предстают перед нами в наших любимых телешоу. По всей Африке, Европе, Азии и Северной и Южной Америке наводнения, лесные пожары, засухи, ураганы и другие подобные события, похоже, готовят глобальное изменение климата, которое может иметь серьёзные последствия для судьбы нашей цивилизации. Эти сотни климатических явлений освещаются в СМИ так, будто они являются лишь отдельными фактами, происходящими по какому-то странному стечению обстоятельств.

Это неправда.

Также неслучайно, что признаки этического и социального упадка нашей цивилизации, в том числе бедность, войны и теракты, идут рука об руку с вырубкой лесов, загрязнением окружающей среды и климатическими изменениями. Дух и материя развиваются вместе. Каждый раз в истории, когда человеческая жадность заставляет её разрушать окружающую среду, она сама расплачивается за это.

В 1879 году Е. П. Блаватская, рассуждая о последствиях вырубки лесов в Индии, писала:

«Нам достаточно заглянуть в страницы истории, чтобы увидеть, что упадок и окончательное истощение силы нации следуют за уничтожением лесов так же неотвратимо, как ночь следует за днём. Природа предоставила человеку средства для развития, и её законы нельзя нарушить без последствий». [1]

И теософы, и экологи знают, что всё взаимосвязано. Но мы также понимаем, что доступ к информации не равнозначен обладанию знаниями. Разница между знанием и фантазией в том, что знание приводит к действиям, а фантазия — нет.

Чтобы ответить на вопрос о нашей ответственности за судьбу современной цивилизации, нам, возможно, придётся начать с рассмотрения тоже непростого вопроса:

«Сколько непосредственных знаний об эзотерической философии есть у нас?»

Важность этого вопроса заключается в том, что только непосредственное знание является источником устойчивого чувства ответственности. Правильное, прочувственное восприятие вещей развивает чувство нравственности и вызывает деятельное стремление приносить пользу. Возможно, именно для того, чтобы подчеркнуть важность этого чувства личной ответственности, Александр Поуп писал несколько веков назад:

«Познанья неглубокие – опаснейшая из вещей.

Пей много, или из муз источника совсем не пей;

Мы ум лишь опьяняем малыми глотками,

Но если много пьём, то вновь трезвеем сами. [2]

Ответственность, возникающая из глубокого понимания, снова делает нас трезвыми, потому что в конечном итоге она приводит нас к внутренним и внешним действиям.

Если у учащихся есть естественное и спонтанное чувство долга перед своими духовными наставниками и учениями эзотерической философии, то сейчас, возможно, настало время для большинства из них спокойно и вдумчиво задуматься над двумя вопросами:

1) Как мы можем оценить настоящее нашей цивилизации с точки зрения учения о циклах?

2) Какова связь между появлением нового цикла и трудностями, с которыми сталкиваются многие страны в первой половине XXI века?

Возможно, нам удастся получить лишь некоторую часть необходимого ответа, но это абсолютно не повод сдаваться. Терпеливое изучение проблемы и совместное использование наших усилий могут быть полезны как для Дела, так и для нас самих. Каждый кандидат должен согласиться начинать с и с части. Он должен помнить, что рано или поздно интуиция склонна помогать ему заполнить пробелы. Со временем карма и те, кто знает лучше всех, будут помогать при нашем старании настолько, насколько мы постепенно начинаем этого заслуживать.

Если мы хотим исследовать учение о циклах в том виде, в каком оно относится к настоящему моменту в истории человечества, то с самого начала мы должны кое-что припомнить. По сути, бесполезно пытаться устанавливать точный момент, когда должно произойти то или иное великое событие. Смена циклов происходит не в соответствии с нашими поверхностными и линейными представлениями о времени. В статье ЕПБ «Беседы об оккультизме» один из исследователей спрашивает:

«Разумно ли интересоваться периодами, когда происходит изменение циклов, и размышлять о великих астрономических или других изменениях, предвещающих смену?»

И мудрец отвечает:

— Нет. Есть старая поговорка, что боги ревниво относятся к таким вещам, не желая, чтобы смертные знали о них. Мы можем проанализировать эту эпоху, но лучше не пытаться определять время смены цикла. Кроме того, вы не сможете этого сделать, потому что цикл не начинается в какой-то день или год, независимо от какого-либо другого цикла; они перемешиваются, так что, хотя колесо одного периода всё ещё вращается, начальная точка другого периода уже наступила». [3]

Что касается наступления следующего цикла, то есть хорошо известный фрагмент, написанный учеником по приказу Учителя-Адепта. Я цитирую из сборника «Пять лет теософии»:

«Мы находимся в конце одного цикла — геологического и других — и в начале другого. За катаклизмом последует катаклизм. Сдерживаемые силы вырываются наружу во многих местах; и не только люди будут поглощены или убиты тысячами, «новые» земли появятся, а «старые» исчезнут, извержения вулканов и приливные волны будут ужасны; но и тайны неведомого прошлого будут раскрыты к ужасу западных теоретиков и унижению властной науки. Если присмотреться, то можно увидеть, как этот дрейфующий корабль натыкается на поднявшиеся из воды руины древних цивилизаций и разваливается на части. Мы не стремимся к почестям пророка, но всё же пусть это будет пророчеством». [4]

«За катаклизмом последует катаклизм», — говорится пророчестве, сделанном в 1883 году. Поскольку мы знаем, что во время переходного периода различные циклы накладываются друг на друга, мы можем с лёгкостью предположить, что это пророчество относилось не только к паре десятилетий. Давайте посмотрим, что, с точки зрения наиболее достоверных научных исследований, происходило в 2005 году с геологическими и климатическими явлениями, которые имели место в прошлом веке или около того.

Это служит иллюстрацией того факта, что, несмотря на все возможные препятствия, эзотерическая философия должна поддерживать живой диалог с наукой и учёными. Как писал один из Махатм: «Современная наука — наш лучший союзник». [5] Традиционная наука часто критикует эзотерическую мудрость, но слова Учителя остаются достоверными.

Институт WorldWatch в Вашингтоне проводит исследования современных мировых событий с точки зрения социальной этики и экологической устойчивости. В номере своего журнала за январь-февраль 2005 года Институт опубликовал статью под названием «Переосмысление безопасности — новая роль военных». В тексте, написанном Грегори Д. Фостером, профессором Университета национальной обороны в Вашингтоне, сравниваются две основные проблемы, с которыми сейчас сталкивается наша цивилизация: терроризм и экологический кризис.

Ведущий военный эксперт США, профессор Фостер, сказал, что большинство правительств недооценивают важность экологических проблем. Затем он объяснил:

«То, что экологические проблемы не вызывают особого беспокойства у общества, является отражением того, насколько ограниченно и нестратегично наше мышление в вопросах безопасности. (…) Посмотрите, например, на сравнительное количество жертв, вызванных вполне реальной угрозой терроризма и весьма сомнительной угрозой стихийных бедствий. С 1968 года в мире произошло 19 114 терактов, в результате которых погибло 23 961 человек и 62 502 получили ранения. Какими бы тревожными ни были эти цифры, они меркнут по сравнению с теми, кто спасается от стихийных бедствий».

И он продолжает:

«Среднее годовое число смертей за последнее столетие из-за засухи, голода, наводнений, ураганов, экстремальных температур, цунами и лесных пожаров составило 243 577 человек. Таким образом, даже если мы не будем учитывать землетрясения, извержения вулканов и эпидемии, а также не будем считать травмы и другие негативные последствия (например, бездомность), в среднем в год от стихийных бедствий, которые могут быть связаны с изменением климата и усугубляться им, погибает в три раза больше людей, чем было убито и ранено за 37 лет террористических актов. И чтобы средний показатель за столетие не казался искажённым, учтите, что только с 1990 года в Южной Азии в результате стихийных бедствий, упомянутых выше, погибло более 207 000 человек, более 23 000 — в Центральной Америке и Мексике, а в других частях света — ещё десятки тысяч». [6] 

Таким образом, пророчество, написанное в 1883 году, оказалось абсолютно верным, если сравнить его с современными данными, доступными из научных источников.

Статья профессора Фостера в журнале WorldWatch не была единичным фактом. За год до этого сэр Дэвид Кинг, главный научный советник премьер-министра Великобритании Тони Блэра, написал противоречивую статью, опубликованную 9 января 2004 года в журнале Science, в которой говорилось, что изменение климата является «самой серьёзной проблемой, с которой мы сталкиваемся сегодня, — даже более серьёзной, чем угроза терроризма». Сэр Дэвид Кинг заявил, что правительство США «не справляется с проблемой глобального потепления». [7]

С течением десятилетий климатические модели и ритмы становятся всё более непредсказуемыми во всём мире. Когда в декабре 2004 года азиатское цунами унесло жизни тысяч людей в разных странах, вся планета Земля слегка содрогнулась в космосе, что позволяет предположить, что более масштабные события такого рода могут изменить положение планетарной оси — циклическое явление, описанное в «Тайной доктрине».

Тысячи менее впечатляющих событий происходят каждый день и влекут за собой большие экономические и социальные затраты.

Связано ли всё это с изменением цикла? Да. Мы можем быть в этом достаточно уверены. Будущие события часто отбрасывают тень на настоящее, и один сакральный Учитель писал:

«Приближение каждой новой «обскурации» всегда сопровождается катаклизмами — либо огненными, либо водными». [8]

Несмотря на тех, кто отрицает важность экологических проблем, уже сейчас ясно, что «сдерживаемые силы», о которых говорилось в пророчестве 1883 года, не только «вырываются наружу во многих местах». Они ещё и ускоряют свой ход.

Тот факт, что мы сталкиваемся с таким количеством событий, связанных с климатом, на внешнем уровне, и все они происходят в течение нескольких десятилетий, заставляет нас задуматься о взаимосвязи между сменой цикла и ускорением событий.

И мы можем вспомнить слова одного адепта, опубликованные в «Письмах Махатм»:

«Менее чем за два столетия до прихода Кортеса среди подрас Перу и Мексики, как и сейчас в Европе и США, наблюдался большой «рывок» в развитии. Их подраса была полностью уничтожена по причинам, порождённым ею самой; то же самое произойдёт и с вашей подрасой в конце её цикла». [9]

Действительно, меньше двух столетий.

Как мы уже видели, внутренние и внешние события тесно связаны, и их нельзя разделить. Этические, социальные и геологические кризисы нашего времени — всё это часть одного и того же процесса. Геологические и космические циклы напрямую связаны с субъективными приливами и отливами в душах живых существ.

Уильям К. Джадж писал:

«Что касается великих катаклизмов, происходящих в начале и в конце великих циклов, то основными законами, регулирующими последствия, являются законы кармы и перевоплощения, или реинкарнации, которые действуют циклически. Эти законы управляют не только человеком, но и каждым атомом материи, и вся масса материи постоянно претерпевает изменения одновременно с человеком». [10]

С другой стороны, мы также знаем, что внутренние процессы оказывают большее воздействие, чем физические. «Вселенная управляется изнутри», — писал физик XX века Фред Хойл в своей книге «Разумная вселенная».

Поэтому, изучая судьбу планет, Джадж пишет:

«Мы не признаём, что прекращение действия силы является отказом Бога от своей протекции или внезапным применением им другой силы на планеты, но что действующая сила, определяющая великий цикл, — это сам человек, рассматриваемый как духовное существо (…)». [11]

И то, что применимо к большим циклам, верно и для малых.

Таким образом, мы видим, что подъёмы и спады человеческой нравственности, справедливости и солидарности в значительной степени влияют на судьбы цивилизаций. И это становится наиболее очевидным, когда мы рассматриваем пураническое пророчество, записанное ЕПБ на страницах «Тайной доктрины»:

«Будут современники-монархи, правящие землёй, — царями с грубым нравом, вспыльчивые, вечно склонные к лжи и злодеяниям. Они будут убивать женщин, детей и коров (…) они будут обладать неограниченной властью, их жизнь будет короткой, а желания — ненасытными. (…) Только собственность будет определять положение в обществе; богатство будет единственным предметом поклонения; страсть будет единственной связью между полами; ложь будет единственным средством достижения успеха в судебных тяжбах, а женщины будут предметом лишь чувственного наслаждения… пока род человеческий не приблизится к своему уничтожению (пралайе)… Когда приблизится конец века кали, часть того божественного существа, которое пребывает в своей духовной природе… спустится на Землю… (аватара Калки) (…) Он восстановит праведность на земле, и умы тех, кто живёт в конце кали-юги, пробудятся и станут ясными, как кристалл».

Опять же, мы не можем автоматически отнести эти слова к какому-то далёкому будущему, потому что мы знаем, что большие циклы предшествуют малым циклам.

Сразу под этой расшифровкой пуранического пророчества ЕПБ написала не без иронии:

«Независимо от того, верно или неверно последнее пророчество, блага кали-юги хорошо описаны и прекрасно сочетаются с тем, что можно увидеть и услышать в Европе и других цивилизованных и христианских странах в конце XIX и на заре XX века нашей великой эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ». [12]

Поскольку внутренние и внешние события всегда взаимосвязаны, нам становится легче понять некоторые аспекты кармической и этической ответственности, лежащей на теософском движении — и на каждом из его членов — за судьбу нашей нынешней цивилизации. Е. П. Блаватская не отказывалась писать об этом. По крайней мере, в двух сочинениях она признавала существование прямой связи между уровнем преданности истине в теософском движении — и судьбой человечества в годы после её смерти.

В статье «Наш цикл и следующий за ним» ЕПБ цитирует оптимистичное пророчество, приписываемое французскому писателю Виктору Гюго. Автор «Отверженных» писал:

«Шестнадцатый век будет известен как век художников, семнадцатый — как век писателей, восемнадцатый — как век философов, девятнадцатый — как век апостолов и пророков. (…….) В двадцатом веке войны умрут, эшафоты умрут, вражда умрёт, но человек будет жить. Для всех будет только одна страна, и этой страной будет вся земля; для всех будет только одна надежда, и этой надеждой будет всё небо».

Ниже этой цитаты ЕПБ прямо указывает на оккультную связь между теософией и судьбой нашей цивилизации:

«Если теософия одержит победу в борьбе, если её всеобъемлющая философия глубоко укоренится в умах и сердцах людей, если её учения о реинкарнации и карме, другими словами, о надежде и ответственности, найдут отклик в жизни следующих поколений, тогда действительно наступит день радости и ликования для всех, кто сейчас страдает и является изгоем. Ибо настоящая теософия — это АЛЬТРУИЗМ, и мы не устанем повторять это. Это братская любовь, взаимопомощь, непоколебимая преданность истине. Если однажды люди поймут, что истинное счастье можно найти только в этом, а не в богатстве, собственности или каком-либо эгоистичном удовольствии, тогда тёмные тучи рассеются, и на земле родится новое человечество. Тогда действительно наступит Золотой век. А если нет, то разразится буря, и наша хваленая западная цивилизация и просвещение утонут в таком море ужаса, какого история ещё не знала». [13]

«Ключ к теософии» — ещё одно сочинение, в котором ЕПБ связывает будущее цивилизации с работой теософского движения. В последнем абзаце этой книги она пишет:

«Скажите мне, не слишком ли я оптимистична, когда говорю, что если Теософское общество выживет и будет жить в соответствии со своей миссией, со своими изначальными устремлениями в течение следующих ста лет, — скажите мне, не слишком ли я самоуверена, утверждая, что в двадцать первом веке земля станет раем по сравнению с тем, что она сейчас!» [14]

Менее двух столетий прошло с тех пор, как были написаны эти слова.

В первой половине XXI века сохраняется коллективное ядро глубокой, искренней и активной преданности всеобщей истине и альтруизму, то есть теософии. Оно разбросано по нескольким странам, говорящим на разных языках. Насколько велико это ядро — другой вопрос, и, возможно, он имеет второстепенное значение. Ключевым фактором с точки зрения эзотерической философии является фактическое существование этой тонкой территории истины и сострадания, которая остаётся живым процессом внутри более широкой, общей кармы человечества.

Большой или маленький, этот зонтик братства напрямую связан — как активный фактор на причинно-следственном уровне — с судьбой нашей цивилизации в ближайшие годы и десятилетия. Перед нами, возможно, стоит больше задач и возможностей, чем мы можем увидеть и распознать. По мере ускорения кармы мы должны делать всё возможное, чтобы укрепить такое ядро широкого взаимопонимания и солидарности.

У нас нет полной картины внешних событий, настоящего и будущего. И этого от нас не ждут. Но мы можем открыть глаза и сердца — и СТАРАТЬСЯ помочь.

Как только мы принимаем свою анонимную долю личной ответственности за мировые события, это может стать вполне естественным поступком.

Сноски:

[1] «Теософ», Адьяр, Индия, том I, ноябрь 1879 года, стр. 42.

[2] «Задача критика», стихотворение Александра Поупа.

[3] «Собрание сочинений», Е. П. Блаватская, том IX (1888), TPH, США, 1986, стр. 101.

[4] Это относится к заключительному абзацу раздела «Место Шакьямуни в истории», «Пять лет теософии». Что касается автора пророчества, то Е.П.Б. писала в личном письме м-ру Синнетту, что Учитель «приказал Суббе Роу ответить на его возражения по поводу даты рождения Будды и вымышленных дат Каннингема». (См. «Письма Е. П. Блаватской А. П. Синнетту», T.U.P., Пасадена, Калифорния, факсимильное издание, 1973, письмо XXIII, стр. 46.) Итак, Субба Роу записал возражения и идеи Учителя. И это включает в себя пророчество.

[5] «Письма Махатм А. П. Синнетту», Письмо XI.

[6] «Журнал WorldWatch», Институт WorldWatch, Вашингтон, том 18, № 1, январь-февраль 2005 г., стр. 43.

[7] Цитируется профессором Фостером в журнале WorldWatch, январь/февраль 2005 года, стр. 38.

[8] «Письма Махатм А. П. Синнетту», Письмо XXIII-B.

[9] «Письма Махатм А. П. Синнетту», T.U.P., Письмо XXIII-B.

[10] «Океан теософии», Уильям Джадж,

[11] «Океан теософии», Уильям Джадж.

[12] «Тайная доктрина», Е. П. Блаватская, том I, стр. 377-378.

[13] «Собрание сочинений Е. П. Блаватской», том XI (1889), TPH, США, 1973, стр. 202.

[14] «Ключ к теософии», Е. П. Блаватская.

admin

От admin