БОЖЕСТВЕННАЯ ЭТИКА

БОЖЕСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА

164. Укрощай низшее «я» божественным.

165. Сдерживай божественное вечным.

166. Воистину велик тот, кто поборол желание.

167. Но более велик тот, в ком божественное Я искоренило само знание о желании.

168. Берегись, чтобы твое низшее «я» не осквернило высшее.

169. Твой путь к полной свободе — в твоем высшем Я.

170. Путь этот и начинается, и кончается вне низшего «я»

____________________________________________________________________________

БОЖЕСТВЕННАЯ ЭТИКА

«В своем практическом отношении теософия является чисто божественной этикой».  (Теософский словарь «Теософия»)

«В древности обо всём великом, возвышенном, героическом не только говорилось и проповедовалось с кафедр, как в наше время, — это претворялось в жизнь, и иногда даже целыми народами».  («Ключ к теософии», 2-е индийское изд., стр. 226).

Во многих местах Е.П.Б. подчеркивает важность для учащихся практики теософской этики. Теософская этика не является чем-то уникальным и особенным, она стара, как все метафизические и философские доктрины теософии. 

«Этика является душой религии мудрости и когда-то принадлежала посвященным всех народов», — писала Е.П.Б. Не только Гаутама и Иисус проповедовали древнюю этику, но при каждой попытке донести теософию до любой расы или цивилизации, например,  через движение, основанное Аммонием Саккасом,  обнародовались эти древние этические принципы. Современное движение, основанное Е.П.Б. в 1875 году, следует древнему образцу в этом вопросе, как и во всех остальных. В «Ключе к теософии» она указывает на то, что «теософия должна прививать этику», и, представляя нравственное учение, Е.П.Б. использует тот же принцип, что и в изложении философских учений.  Так же, как она синтезировала учения каждой древней философской школы, то же самое она делала в области этики.  Она заявляла, что второй из трех целей её общества является

«…основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики» (Словарь, «Теософское общество»).

Практика такой этики в повседневной жизни раскрывает «скрытые божественные силы в человеке», на которые ссылается Е.П.Б. при объяснении третьей цели. 

И в своем «Ключе к теософии» она объясняет:

«Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех великих реформаторов мира. Потому вы обнаружите в ней идеи Конфуция и Зороастра, Лаоцзы и Бхагавадгиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Гиллеля и его школы, равно как и Пифагора, Сократа, Платона и их школ».

Нравственная философия религии мудрости, как и ее живая наука и ее метафизика вселенной, являются вечным выражением великого космоса, не только видимого и материального, но также энергетического и нравственного.  Если ум человека происходит от божественного разума, его душа является лучом вселенской души и живет по нравственным законам, которые проявляются как добродетели.  В своих пяти посланиях американским теософам Е.П.Б. пишет:

«…сущностью теософии является совершенная гармония в человеке божественного и человеческого, адаптация его богоподобных качеств и устремлений и установлении их власти над его земной или животной страстью».  (Стр.6)

Проповедуя теософию необходимо иметь это в виду:

«Задача теософов состоит в том, чтобы открыть сердце и разум человека к пониманию милосердия, справедливости и великодушия — качествам, непосредственно относящимся к царству людей и являющимся естественными для человека, который развил в себе эти человеческие свойства».  (Там же, стр. 9)

Поэтому перед нами стоит задача развить нашу человечность и помочь нашим ближним поступать аналогичным образом.  То, что эта миссия не является какой-то химерой, объясняется так:

«Альтруистический образ жизни — это не столько высокий идеал, сколько практическое дело. И поэтому естественно, что теософия находит себе пристанище во множестве сердец и умов и, едва коснувшись слуха тех, кто готов слушать, начинает звучать в унисон с их чувствами и помыслами. Следовательно, ваша задача – высоко нести факел свободы души Истины, дабы все видели его свет и шли за ним.

Этика теософии для человечества гораздо более необходима, нежели научные аспекты психической стороны природы и человека».  (Там же, стр. 12).

Но чем эта задача отличается от того, что пытается осуществить любая церковь или социальная программа?  Во-первых, мы не призываем к какой-то  вере или организации.  Другие учреждения ссылаются на христианскую этику или индусскую мораль, а иногда смешивают религиозную обрядовость и социальные обычаи с моральными принципами. Могут ли церкви лучше проповедовать универсальную этику, чем политические партии?  Они подобны деловым центрам с их песнопениями ради личных интересов их приверженцев с сектантскими целями.  Там не поощряется практика закона Всеобщего братства. 

Во-вторых, хотя верно то, что акцент делается на хорошем поведении, и обсуждаются этические ценности, но остаются неизвестными чистые первоначальные принципы морали, укоренённые в почве всемирной философии.  Истинной философии нет там, где присутствуют наёмные священники.  Исследователь в области науки также не обладает  чистым и неподдельным альтруизмом.  Более полувека потребовалось нашей цивилизации признать то, чему учил Махатма К.Х. в 1880 году:

«Точная экспериментальная наука не имеет ничего общего с моралью, добродетелью, альтруизмом, и поэтому не может претендовать на нашу помощь, пока не соединится с метафизикой». 

Использование атомной бомбы для уничтожения двух японских городов шокировало почти весь мир и продемонстрировало бесчеловечность человека по отношению к другому человеку; и этому способствуют исследования современной науки.  Даже сегодня тайна производства разрушительных бомб остается нераскрытой. Это не служит проявлению всеобщего братства, на котором основана всеобщая этика. Какие ученые и какой народ разрушат эту чёрную секретность и заставят уничтожить это мрачное разрушительное оружие?  Сможет ли наша Индия отказаться от использования знаний, полученных ее исследователями в недавно созданных исследовательских институтах ради гнусных, разрушительных целей?  Будут ли её ученые открыто использовать свои знания для конструктивного развития миролюбивой цивилизации – не национальной, а международной? 

Не знание, а просвещение сердец большого числа мужчин и женщин заставит государства прекратить разрушительное использование достижений современной науки, и подобное явление должно также происходить в сфере религий разных вероисповеданий. 

Появление международного государства подразумевает международное гражданство.  Оно должно идти не только политико-экономическим курсом, но в основном нравственным и духовным курсом.  Политика и экономика будут оставаться националистическими, если не будет осознано реальное значение Всеобщего братства.  А для его полного восприятия необходима некоторая практика божественной этики.  Люди должны стремиться почувствовать божественность внутри себя и начать действовать как сияющие боги, а не как политические животные.

admin

От admin