БОЖЕСТВЕННАЯ ЭТИКА
БОЖЕСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА
164. Укрощай низшее «я» божественным.
165. Сдерживай божественное вечным.
166. Воистину велик тот, кто поборол желание.
167. Но более велик тот, в ком божественное Я искоренило само знание о желании.
168. Берегись, чтобы твое низшее «я» не осквернило высшее.
169. Твой путь к полной свободе — в твоем высшем Я.
170. Путь этот и начинается, и кончается вне низшего «я»
____________________________________________________________________________
БОЖЕСТВЕННАЯ ЭТИКА
«В своем практическом отношении теософия является чисто божественной этикой». (Теософский словарь «Теософия»)
«В древности обо всём великом, возвышенном, героическом не только говорилось и проповедовалось с кафедр, как в наше время, — это претворялось в жизнь, и иногда даже целыми народами». («Ключ к теософии», 2-е индийское изд., стр. 226).
Во многих местах Е.П.Б. подчеркивает важность для учащихся практики теософской этики. Теософская этика не является чем-то уникальным и особенным, она стара, как все метафизические и философские доктрины теософии.
«Этика является душой религии мудрости и когда-то принадлежала посвященным всех народов», — писала Е.П.Б. Не только Гаутама и Иисус проповедовали древнюю этику, но при каждой попытке донести теософию до любой расы или цивилизации, например, через движение, основанное Аммонием Саккасом, обнародовались эти древние этические принципы. Современное движение, основанное Е.П.Б. в 1875 году, следует древнему образцу в этом вопросе, как и во всех остальных. В «Ключе к теософии» она указывает на то, что «теософия должна прививать этику», и, представляя нравственное учение, Е.П.Б. использует тот же принцип, что и в изложении философских учений. Так же, как она синтезировала учения каждой древней философской школы, то же самое она делала в области этики. Она заявляла, что второй из трех целей её общества является
«…основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики» (Словарь, «Теософское общество»).
Практика такой этики в повседневной жизни раскрывает «скрытые божественные силы в человеке», на которые ссылается Е.П.Б. при объяснении третьей цели.
И в своем «Ключе к теософии» она объясняет:
«Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех великих реформаторов мира. Потому вы обнаружите в ней идеи Конфуция и Зороастра, Лаоцзы и Бхагавадгиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Гиллеля и его школы, равно как и Пифагора, Сократа, Платона и их школ».
Нравственная философия религии мудрости, как и ее живая наука и ее метафизика вселенной, являются вечным выражением великого космоса, не только видимого и материального, но также энергетического и нравственного. Если ум человека происходит от божественного разума, его душа является лучом вселенской души и живет по нравственным законам, которые проявляются как добродетели. В своих пяти посланиях американским теософам Е.П.Б. пишет:
«…сущностью теософии является совершенная гармония в человеке божественного и человеческого, адаптация его богоподобных качеств и устремлений и установлении их власти над его земной или животной страстью». (Стр.6)
Проповедуя теософию необходимо иметь это в виду:
«Задача теософов состоит в том, чтобы открыть сердце и разум человека к пониманию милосердия, справедливости и великодушия — качествам, непосредственно относящимся к царству людей и являющимся естественными для человека, который развил в себе эти человеческие свойства». (Там же, стр. 9)
Поэтому перед нами стоит задача развить нашу человечность и помочь нашим ближним поступать аналогичным образом. То, что эта миссия не является какой-то химерой, объясняется так:
«Альтруистический образ жизни — это не столько высокий идеал, сколько практическое дело. И поэтому естественно, что теософия находит себе пристанище во множестве сердец и умов и, едва коснувшись слуха тех, кто готов слушать, начинает звучать в унисон с их чувствами и помыслами. Следовательно, ваша задача – высоко нести факел свободы души Истины, дабы все видели его свет и шли за ним.
Этика теософии для человечества гораздо более необходима, нежели научные аспекты психической стороны природы и человека». (Там же, стр. 12).
Но чем эта задача отличается от того, что пытается осуществить любая церковь или социальная программа? Во-первых, мы не призываем к какой-то вере или организации. Другие учреждения ссылаются на христианскую этику или индусскую мораль, а иногда смешивают религиозную обрядовость и социальные обычаи с моральными принципами. Могут ли церкви лучше проповедовать универсальную этику, чем политические партии? Они подобны деловым центрам с их песнопениями ради личных интересов их приверженцев с сектантскими целями. Там не поощряется практика закона Всеобщего братства.
Во-вторых, хотя верно то, что акцент делается на хорошем поведении, и обсуждаются этические ценности, но остаются неизвестными чистые первоначальные принципы морали, укоренённые в почве всемирной философии. Истинной философии нет там, где присутствуют наёмные священники. Исследователь в области науки также не обладает чистым и неподдельным альтруизмом. Более полувека потребовалось нашей цивилизации признать то, чему учил Махатма К.Х. в 1880 году:
«Точная экспериментальная наука не имеет ничего общего с моралью, добродетелью, альтруизмом, и поэтому не может претендовать на нашу помощь, пока не соединится с метафизикой».
Использование атомной бомбы для уничтожения двух японских городов шокировало почти весь мир и продемонстрировало бесчеловечность человека по отношению к другому человеку; и этому способствуют исследования современной науки. Даже сегодня тайна производства разрушительных бомб остается нераскрытой. Это не служит проявлению всеобщего братства, на котором основана всеобщая этика. Какие ученые и какой народ разрушат эту чёрную секретность и заставят уничтожить это мрачное разрушительное оружие? Сможет ли наша Индия отказаться от использования знаний, полученных ее исследователями в недавно созданных исследовательских институтах ради гнусных, разрушительных целей? Будут ли её ученые открыто использовать свои знания для конструктивного развития миролюбивой цивилизации – не национальной, а международной?
Не знание, а просвещение сердец большого числа мужчин и женщин заставит государства прекратить разрушительное использование достижений современной науки, и подобное явление должно также происходить в сфере религий разных вероисповеданий.
Появление международного государства подразумевает международное гражданство. Оно должно идти не только политико-экономическим курсом, но в основном нравственным и духовным курсом. Политика и экономика будут оставаться националистическими, если не будет осознано реальное значение Всеобщего братства. А для его полного восприятия необходима некоторая практика божественной этики. Люди должны стремиться почувствовать божественность внутри себя и начать действовать как сияющие боги, а не как политические животные.