ОТКАЗ ОТ ДИСЦИПЛИНЫ

Веди борьбу до конца, о, неофит!

«Приготовься и будь настороже. Если ты пытался и не превозмог, о, отважный боец, все же не теряй мужества — продолжай битву и возобновляй нападение снова и снова.

Бесстрашный воин, хотя бы сочилась драгоценная кровь из зияющих ран его, снова бросается на врага, изгоняет его из крепости и лишь когда победит, испускает дух свой. Действуйте же и вы все, не победившие и страдающие, действуйте подобно ему; из крепости души своей изгоните всех врагов своих: честолюбие, гнев, ненависть, даже самую тень желания — пусть и не одержана победа вами…» [«Голос безмолвия» 272-273]

ОТКАЗ ОТ ДИСЦИПЛИНЫ

                                     «… Счастлив тот,

Кто со своего пути уж не свернёт,

Кто пользу делом иль не делом принесёт

Единственной великой цели…»

[Элла Уилер Уилкокс «Сила воли»]

В одном стихе Дхаммапады говорится, что никакое внешнее средство не может очистить человека, «который не разрешил своих сомнений». Поэтому не будет преувеличением, когда поэт говорит, что «сомнения являются предателями».

Люди живут, настолько глубоко сосредоточившись на внешнем, что у них нет времени заниматься внутренним.  Иногда внешнее исполнено чувственности животного вида, иногда приключений, лишенных зла.  Для многих внешнее состоит из беззаботного течения дней и недель, месяцев и лет,  для немногих внешнее состоит из внешних обрядов покаяния, молитвы и даже аскетизма со многими постами и без праздников.  Но всегда внешнее обеспокоено вопросами мирских сфер. 

Новичок в теософии начинает энергично действовать, основываясь на интуиции;  он становится учащимся, а затем исследователем, преданно стремящимся учиться и служить;  потом он расцветает в неофита.  Со временем он испытывает слабость и страх перед трудностями.  Прежде всего, его привлекают веселье, пышность и власть этого мира, и он чувствует, что его жизнь ускользает, не затронутая этим чудом.  Затем наступают неудачи и разочарования, затем возникают сомнения относительно нынешнего образа теософской жизни, стремление убежать или переменить место.  Скука ведет к лености и недовольству, нанося этим вред. 

«Моя жизнь омрачена; дисциплина не для меня;  я должен всё изменить. Обрести душу – хорошо; но потерять мир для этого?  Ну, нет».

Мы забываем о важном эзотерическом учении, которое говорит, что возникновение сомнений в сознании неофита, если они не подчинены спокойному изучению и спокойным размышлениям, приводит к дезертирству с поля боя.  Могут возникнуть небольшие огрехи или большие грехи, но искушение преодолевается, когда неофит твердо стоит и вступает в бой.  Даже предположение об оставлении дисциплины укрепляет наши сомнения в отношении мудрости и мудрых, божественности внутри нас и истинном альтруизме, единственно благодаря которому человек ощущает оккультный мир, видит сокрытый свет и слышит звук духовных сфер.  Поэтому о сомнениях говорится в том же контексте, что и о лицемерии, которое в оккультизме называют непростительным грехом.  Когда человек отказывается от борьбы, он начинает забывать о правилах дисциплины праведного воина, и вскоре становится небрежным, насмехается над дисциплиной, борется кое-как и даже не осознаёт себя дезертиром. 

Неофиты говорят о своих слабостях, но они упускают возможность учиться преодолевать их. Они призваны к тому, чтобы не допускать неудач, чтобы не сломаться, и оставаться верными на пути дисциплины, быть верными до конца.  Единственный грех, который осуждает оккультизм, — это грех дезертирства.  Сомнения относительно духовной и высшей жизни происходят из формы греха (папа-пуруши) личности человека.  Плотские силы сеют в нас сомнения, заставляют нас совершать глупости, побуждают нас оставлять истинное и прекрасное добро.  Искушения дезертирства не приходят к мирскому человеку, потому что его нечем искушать.  Он свободно «наслаждается» своими плотскими аппетитами.  Но неофита можно соблазнить отказаться от дисциплины.  Какую форму принимает искушение?  Плотские силы говорят ему: «Зачем быть рабом принятой тобой дисциплины?  Будь свободен; создай свою собственную дисциплину». Это – самое глубокое из заблуждений. 

Неофит должен обладать прямым лучом мысли для достижения цели, и преодолевая малые или большие слабости тела или ума, достигать цели и увеличивать энергию этого луча.  Афоризм гласит:

«Эгоизм оставит вас, если вы не оставите слова мудрости». 

Как обнадеживает следующее наставление:

«.  .  . каждая неудача есть успех, и каждая искренняя попытка принесёт плоды в свое время. То — священные ростки, пускающие невидимо побеги в душе ученика; стебли их крепнут при каждом новом испытании, они гнутся подобно тростнику, но сломаться или погибнуть они не могут никогда. А когда час пробьет, они зацветут». 

Откуда возьмутся плоды, если после неудачи не будет предпринята ещё одна серьёзная попытка?  Когда при неудаче в некоторой степени неофит отступает и таким образом ломается, не потерян ли он?  Е.П.Б. объясняла в более чем одном месте спускание по наклонной вниз, которое следовало за неудачей, а также что означает эта «потеря».  Невозможность предпринимать новые попытки или продолжать попытки – это единственная реальная неудача.  Может ли она превратиться в успех? Пока не будет преодолено искушение, которое поработило дезертира ложными представлениями о личной свободе; пока не будет преодолены сомнения, которые стали причиной дезертирства, нельзя возобновить путь дисциплины.

admin

От admin