Эзотерическая ценность некоторых выражений и поступков в общественной жизни
000000000000000000000000000000000
Редакционное примечание:
Политические или институциональные интересы могут подавлять естественное стремление человека к поиску истины и заставлять его разум «приспосабливаться» к тому, что полезно с точки зрения достижения краткосрочных личных целей. Этого не произошло с ЕПБ, как можно убедиться, прочитав высказывания, отобранные и приведённые ниже.
(Карлос Кардосо Авелине)
00000000000000000000000000000000000000
Проявлять гнев
Ни один «культурный» мужчина или женщина никогда не станут проявлять гнев в обществе. Умение сдерживать любые проявления раздражения, безусловно, свидетельствует о хороших манерах, но также оно может свидетельствовать о значительном достижении в лицемерии и притворстве. У этого правила хорошего тона есть тайная сторона, о которой говорится в одной восточной пословице: «Не доверяй лицу, на котором никогда нет признаков гнева, или собаке, которая никогда не лает». Хладнокровные животные – самые ядовитые.
Непротивление злу
Хвастаться этим – значит приглашать всех злодеев насесть на вас. Практиковать это открыто – значит вводить людей в искушение считать вас трусом. Не сопротивляться злу, причиной которого вы не были и которого не заслуживаете, избегать его самому и незаметно помогать другим уходить с пути зла – вот единственная разумная линия поведения, доступная тому, кто любит мудрость.
«Возлюби ближнего своего»
Когда священник произносит проповедь на эту тему, его благочестивая паства воспринимает это как молчаливое разрешение клеветать и поносить своих друзей и знакомых, сидящих на соседних скамьях.
Храбрый, как лев
Высшая похвала (внешне) мужеству человека, но на самом деле сравнение с дурно пахнущим диким зверем. Также признание превосходства животной храбрости над человеческой, рассматриваемой как добродетель.
Овца
Образно говоря, слабый, глупый человек, что является оскорбительным, презрительным эпитетом у мирских людей, но весьма лестным у церковников, которые применяют его к «народу Божьему» и членам своих общин, сравнивая их с овцами под водительством агнца.
Дуэль как вопрос чести
Поскольку дуэль была установленной практикой христианского мира и цивилизации, ни древние спартанцы, ни греки или римляне не знали о ней, ибо они были всего лишь нецивилизованными язычниками. (см. Шопенгауэра.)
Прости и забудь
«Мы легко прощаем, но редко забываем», — говорит Колтон. «Если мне не отомстят, то этим я обязан своему врагу, но если я буду помнить об этом, то этим я обязан самому себе». Вот, настоящая практическая мудрость. Это нечто среднее между жестоким «око за око и зуб за зуб» Моисеева закона и повелением подставлять врагу левую щеку, когда он ударил тебя по правой. Разве последнее не является прямым поощрением греха?
Практическая мудрость
На дереве молчания растет плод мира. Тайну, которую ты не раскрыл бы своему врагу, не рассказывай и своему другу (арабская поговорка).
Цивилизованная жизнь
Многолюдным, шумным и полным жизненной силы является современное общество на взгляд материалиста; но нет более неподвижной и безмолвной, пустой и унылой пустыни, чем то же самое общество на духовный взгляд провидца. Правой рукой оно легко и щедро раздаёт эфемерные, но дорогостоящие удовольствия, в то время как левой – жадно хватается за объедки и часто пренебрегает тем, что необходимо для показухи. Вся наша общественная жизнь является результатом и следствием действия невидимого, но вездесущего автократа и деспота, называемого себялюбием или эгоизмом. Самая сильная воля становится бессильной перед голосом и авторитетом высшего Я.
000
Приведенные выше фрагменты были взяты из статьи под названием «Из записной книжки непопулярного философа», впервые опубликованной в журнале «Люцифер» за октябрь 1887 года, стр. 160.
000