Человеческий инстинкт нравственности берет свое начало в сердце вселенной
1. Этика
Теософские учения по своей сути и всецело этичны. Невозможно понять возвышенную мудрость богов, древнюю религию мудрости, не осознав того факта, что этика, подобно золотым нитям, пронизывает всю систему или структуру доктрин и мышления эзотерической философии. Подлинный оккультизм, оторванный от нравственности, просто немыслим, потому что невозможен. Нет такого подлинного оккультизма, который бы не включал в себя самую возвышенную нравственность, какую только может постичь человечество, и нельзя не придавать огромного значения этому великому факту.
Нравственность в теософской философии – это не просто продукт человеческой мысли, существующий в виде формулировок общепринятых правил, свойственных человеческому поведению. Она основана на самой структуре и характере вселенной. Сердцем вселенной является мудрость-любовь, и она по своей сути имеет нравственную характеристику, так как не может быть мудрости без нравственности, как и не может быть любви без нравственности, а также не может быть нравственности, лишенной любви и мудрости.
Философская причина, по которой древние придавали такое большое значение тому, что у латинян было широко известно как virtus, от которого мы получили современное слово «добродетель», заключается в том, что благодаря учению, зародившемуся в великих школах мистерий, они знали, что добродетели (то есть нравственность) являются порождением инстинкта нравственности в человеческих существах, который, в свою очередь, извлёк их из сердца вселенной – из космической гармонии. Западному миру давно пора навсегда предать забвению расхожее суеверие о том, что нравственность – это всего лишь общепринятая мораль, удобство, изобретенное человеком, чтобы сгладить резкость и опасность человеческого общения.
Конечно, каждый ученый знает, что слова «мораль» и «этика» происходят от латинского и греческого языков соответственно и означают обычаи или привычки, которым надлежит следовать в цивилизованных сообществах. Но сам этот факт, который неоспорим, в некотором смысле зазорен, поскольку может показаться, что мы еще не придумали слова, адекватно описывающего инстинкт правдивости, честности, справедливости, чести, мудрости и любви, которые мы сегодня так бледно выражаем словами «этика» или «мораль». «Теософ – это тот, кто занимается теософией», — писала Е.П. Блаватская, и более мудрых и благородных слов она никогда не писала. Никто не может быть теософом, кто не чувствует, не думает и не живет с точки зрения нравственных основ в том подлинном смысле, который описан выше.
2. Мораль, нравственность
Что лежит в основе морали? Это самый важный вопрос, который можно задать любой системе мышления. Основана ли нравственность на воле человека? Основана ли нравственность на живущем в сердцах большинства людей убеждении, что для обеспечения безопасности человеку необходимы определенные абстрактные правила, которым просто удобно следовать? Являемся ли мы просто оппортунистами? Основана ли нравственность или этика на истине, следовать которой для человека не просто целесообразно, но и необходимо? Несомненно, на истине! Нравственность – это правильное поведение, основанное на правильных взглядах, правильном мышлении.
В третьем фундаментальном постулате «Тайной доктрины» мы находим те самые элементы, те самые основы системы нравственности, более величественной, глубокой и убедительной, чем та, которую, пожалуй, невозможно было бы себе представить.
На чем же тогда основана нравственность? Под нравственностью подразумевается не просто мнение некоторых псевдофилософов о том, что мораль – это более или менее то, что «полезно для общества», основанное просто на значении латинского слова mores, «хорошие обычаи», в противоположность плохим. Нет! Нравственность – это инстинктивная жажда человеческого сердца творить праведность, делать добро каждому человеку, потому что это хорошо, приносит удовлетворение и облагораживает.
Когда человек осознает, что он един со всем, внутри и вовне, выше и ниже; что он един со всеми, не просто подобно тому как члены сообщества едины, не просто как отдельные люди в армии едины, но подобно молекулам нашей собственной плоти, подобно атомам молекулы, подобно электронам атома, образуя единое целое – не просто союз, а духовное единство, вот тогда он видит истину.