«Воля, – говорит Ван Гельмонт, – это первая из всех сил. Ведь по воле Творца всё сущее было создано и приведено в движение… Воля является собственностью всех духовных существ, и тем активнее она проявляется в них, чем больше они освобождаются от материи». И «божественный» Парацельс, как его называли, добавляет в том же духе: «Вера должна подкреплять воображение, поскольку вера упрочивает волю… Решительная воля – начало всех магических действий… Поскольку люди не умеют воображать и верить в полной мере, в результате это искусство весьма сомнительно, а могло быть совершенно точным».
«Разоблачённая Изида», Т. 1, стр. 57
«Что такое воля? Может ли «точная наука» сказать нам? Какова природа этого разумного, нематериального и мощного чего-то, что царит над всей инертной материей? Великая Вселенская Мысль проявила волю, и космос возник. Я проявляю волю, и мои конечности подчиняются мне. Я проявляю волю, и моя мысль, пронизывая пространство, которого для неё не существует, окутывает тело другого человека, который не является частью меня, проникает через его поры и, вытесняя его собственные способности, если они слабее, принуждает его к заранее намеченному действию. Она действует подобно флюиду гальванического аккумулятора, действующему на конечности трупа. Таинственные эффекты притяжения и отталкивания являются бессознательными агентами этой воли; чарование, которое, как мы видим, применяется некоторыми животными, например, змеями по отношению к птицам, является сознательным действием и результатом мысли. Сургуч, стекло и янтарь, когда их растирают, то есть когда пробуждается скрытая теплота, которая существует в каждом веществе, притягивают легкие тела; они бессознательно применяют волю, поскольку неорганическое, так и органическое вещество обладает частицей божественной сущности в себе, какой бы ничтожно малой она ни была. А как могло бы быть иначе? Несмотря на то, что в ходе своей эволюции воля, возможно, от начала и до конца прошла через миллионы различных форм, она должна всегда хранить свою зародышевую точку материи предсуществования, которая является первым проявлением и эманацией самого божества. Какова же тогда эта необъяснимая сила притяжения, как не атомарная часть той сущности, которую учёные и каббалисты одинаково признают как «принцип жизни» или акашу? Разумеется, притяжение таких тел может быть слепым; но по мере того, как мы поднимаемся в природе по шкале органических существ, мы обнаруживаем, что этот принцип жизни развивает атрибуты и способности, которые становятся более определёнными и заметными с каждой новой ступенькой бесконечной лестницы. Только человеку, наиболее совершенному из организованных существ на земле, в котором материя и дух, т. е. воля, наиболее развиты и могущественны, позволено придавать сознательный импульс тому принципу, который исходит от него; и только он может сообщать магнетическому флюиду противоположные и различные импульсы без ограничений по направлению. «Он проявляет волю, – говорит Дюпоте, – и организованная материя подчиняется».
«Разоблачённая Изида», Т. 1, стр. 144