… Вы не имеете права на такое звание. Вы всего лишь фило-теософ, так как тот, кто достиг полного понимания звания и природы теософа, не будет судить ни человека, ни его действия…
Вы утверждаете, что ваша религия есть высший и последний шаг к божественной мудрости на этой земле и что она влила в артерии старого разлагающегося мира новую кровь, жизнь и истины, которые оставались неизвестными язычникам? Если бы это было действительно так, то ваша религия внесла бы высшие истины во все социальные, гражданские и международные отношения христианского мира. Вместо этого, как можно понять, ваша общественная, как и ваша личная жизнь, основана не на общей нравственной солидарности, а только на постоянном взаимном противодействии и на чисто механическом равновесии индивидуальных сил и интересов…
Если вы хотите быть теософом, вы не должны поступать так, как поступают окружающие, призывающие Бога истины и любви и служащие темным силам могущества, жадности и удачи. Мы смотрим вглубь вашей цивилизации и видим те же печальные признаки прошлого; реалии вашей повседневной жизни диаметрально противоположны вашему религиозному идеалу, но вы этого не чувствуете. Мысль о том, что сами законы, управляющие вашим бытием, будь то в области политики или социальной экономики, болезненно противоречат истокам вашей религии, по-видимому, вас нисколько не беспокоит. Но если народы Запада так твёрдо убеждены в том, что идеальное никогда не может стать практическим, а практическое никогда не достигнет идеала, — тогда вам придется сделать свой выбор – либо ваша религия несбыточна, и в таком случае она просто тщеславное заблуждение, либо она могла бы найти практическое применение, но вы сами не заботитесь о применении её нравственности к вашей повседневной жизни…
Поэтому, прежде чем приглашать другие народы «за царский праздничный стол», из-за которого ваши гости выходят более голодными, чем прежде, вы должны, прежде чем попытаетесь привести их к своему образу мыслей, изучить трапезу, которую они предлагают вам…
При господстве и давлении экзотерических догм, гротескных и мучительных теней теософских реальностей всегда должно быть такое же угнетение слабых и бедных и такая же тифоноподобная борьба между собой богатых и сильных…
Только эзотерическая философия, духовное и внутреннее слияние человека с природой, путём раскрытия фундаментальных истин может привести к столь желанному промежуточному состоянию между двумя крайностями, человеческим эгоизмом и божественным альтруизмом, и, в конце концов, к облегчению человеческих страданий.
Теософия не должна представлять собой просто собрание нравственных истин, связку правил метафизической этики, воплощенной в теоретических трактатах. Теософия должна стать практической и, следовательно, должна быть освобождена от бесполезных дискуссий…
Она должна найти объективное выражение во всеобъемлющем кодексе жизни, насквозь пропитанном её духом — духом взаимной терпимости, милосердия и любви. Её последователи должны подавать пример точно сформулированной и столь же точно применяемой нравственности, прежде чем они получат право указывать, даже в духе доброжелательства, на отсутствие подобного нравственного единства и целеустремленности в других обществах или у отдельных лиц. Как было сказано ранее, ни один теософ не должен обвинять брата, будь то в обществе или за его пределами, очернять его действия или осуждать его; иначе он сам потеряет право считаться теософом. Всегда отвращайте свой взор от недостатков ближнего и сосредоточивайте внимание лучше на своих собственных недостатках, чтобы исправить их и стать мудрее…
Не указывайте на несоответствия между требованиями и действиями другого человека, но, будь он братом или ближним, лучше помогите ему на его тяжелом жизненном пути…
Задача истинной теософии и её великая миссия заключаются в разработке ясных, недвусмысленных представлений о нравственных понятиях и обязанностях, которые больше всего и лучше всего удовлетворяли бы наше альтруистическое и верное чувство, а также в моделировании этих понятий для их адаптации к таким формам повседневной жизни, где они могут применяться с наибольшей объективностью…
Такова общая задача для всех, кто желает действовать в соответствии с этими принципами. Это трудоемкая задача, требующая напряженных и настойчивых усилий, но она должна незаметно вести вас к совершенствованию и не оставлять места никаким эгоистичным устремлениям за очерченными пределами…
Не допускайте небратских сравнений между задачей, выполненной вами, и работой, не выполненной вашим ближним или братом, в области теософии, поскольку никто не призван прополоть больший участок земли, чем позволяют его силы и способности…
Не будьте слишком суровы к достоинствам или недостаткам того, кто хочет вступить в ваши ряды, поскольку истина о действительном состоянии внутреннего человека может быть известна только одной КАРМЕ и справедливо ею рассматриваться. Даже простое присутствие среди вас благонамеренного и сочувствующего вам человека может помочь магнетически…
Вы — независимые труженики во владениях Истины, и поэтому не должны создавать препятствий на пути, ведущем к ней.
Степени успеха или неудачи — это вехи, которым мы должны следовать, поскольку они будут представлять собой преграды, воздвигнутые вашими собственными руками между вами и теми, кого вы попросили стать вашими учителями. Чем ближе вы к задуманной цели, тем меньше расстояние между учащимся и Учителем.