Бескорыстная жертва и закон взаимопомощи

Джон Гарригес родился 12 сентября 1868 года.

0000000000000000000000000000000000

Статья «Питание богов» была впервые опубликована журналом «Теософия» в Лос-Анджелес, августовский номер 1921 года, стр. 289-291. Автор статьи не указан. Анализ содержания и стиля, проведенный в 2014 году, показал, что она написана Дж. Гарригесом. (ККА)

0000000000000000000000000000000000000000000000

По-видимому, безнадежно пытаться прояснить многое, касающееся реального значения самопожертвования, для цивилизации, столь мало готовой признать, что самопожертвование является одним из фундаментальных принципов самой жизни.

Для людей, скованных идеями личностного Бога, слова Кришны их третьей главы «Бхагавад Гиты» звучат как мистическая тарабарщина, когда он говорит:

«11. Жертвой боги пусть вас питают,
вы же — ею богов питайте;
так, всегда помогая друг другу,
вы достигнете Высшего Блага». [1]

Ибо сразу же возникает вопрос: «зачем Богам нужно питание или «как можно накормить Богов жертвоприношением

Если мы хотим получить ответ, то мы должны сначала освободиться от всех представлений о личностном боге и шире взглянуть на бога или богов великой природы. Вся «Тайная доктрина» стремится запечатлеть великую идею о том, что проявленная, видимая природа побуждается изнутри вовне почти бесконечными иерархиями разумных существ – богов, как мы можем их называть, начиная от высшего дхьян-чохана, через низших божеств или дэвов, и заканчивая элементалами. Все жизненные формы состоят из элементалов; всё, что мы делаем, делается с помощью элементалов; всё, о чем мы думаем, живет благодаря элементалам, поскольку любая мысль, покидая ум, сливается с элементалом, оживляя его и воздействуя на него как во благо, так и во зло. Таким образом, мышление человека определяет и сохраняет всю природу в ее нынешнем состоянии, точно так же и всё множество низших элементов привязывает человека к телу и материальному существованию.

Ни одна форма жизни не может существовать без питания, и каждая форма питает какую-то другую форму. Каждая область природы питает более высокую область. Минеральное царство жертвует собой, чтобы прокормить растения, а то, и другое – чтобы прокормить животных, и все они жертвуют собой, чтобы прокормить человека. Но на протяжении этого процесса каждое царство поднимается до более высокого состояния, чем то, которого он мог бы достичь без жертвоприношения. Полная апатия минерала пробуждается к более широкому восприятию в растении; растение пробуждается к более высокому сознанию в животном; и так далее, каждый из них посредством своего особого «жертвоприношения» питает следующую, более высокую форму жизни и, в свою очередь, возвышается и питается через метемпсихоз. Но раз ЧЕЛОВЕК живет за счет принесения в жертву всех низших существ (ибо он не может ни поднять руку, ни проявить чувств, ни развить мысль без их помощи), какое же вознаграждение от него? Все эти жизни таят в себе потенциальную возможность стать душами в далеком будущем, и долг человека – задать правильный импульс, благодаря которому все они смогут, наконец, достичь его положения. [2]

Вред, как от растений, так и от животных свидетельствует о том, что человек далек от выполнения этой великой задачи; они были вскормлены его беззаконием и теперь стонут в муках, ожидая своего искупления, которое может прийти только через него. Даже растительность настолько обеднена, что больше не может производить идеальные продукты для организма. Это состояние будет продолжаться до тех пор, пока человек будет продолжать стимулировать плодородие природы ради собственной жадности и сребролюбия, вместо того чтобы улучшать его, способствуя более приятной и разумной жизни. Высшие элементалы, необходимые для производства такой пищи, давно покинули землю, поскольку человеческое мышление не обеспечило их надлежащим питанием.

Как чистый воздух является необходимой формой питания для наших грубых физических тел, так и чистое мышление необходимо для жизни, составляющей более тонкие тела или сущности природы, включая человека. Будет ли пища физической, психической, умственной или духовной – все это зависит от чувств, желаний, мыслей или воли человека, а «боги», составляющие эти различные тела, питаются тем, что им присуще. Кришна говорит, что из всего этого он есть пища и жертвенное масло.

Если каждое из низших царств пожертвовало собой ради высшего царства, то человек, несомненно, должен делать не меньше, и поклоняться внутреннему Богу – атме-буддхи-манасу, воплощенному в его собственной плоти.

Без жертвоприношения не бывает поклонения, и жертвоприношение может принимать различные формы. Прежде всего, высшее Я должно быть обеспечено физическим инструментом. Е.П. Блаватская говорит, что возможно производить на свет детей, подобных Будде. Но привлечение к себе чистых или порочных душ, зависит от нашей воли и действий, то есть от характера жертвы. На этой планете существуют великие и мудрые существа, ожидающие перерождения, которые могут воплотиться только в телах, соответствующих их возвышенной природе. Чтобы обеспечить чистыми носителями этих древних джняни [3], родители должны жертвовать любыми эгоистичными и чувственными желаниями.

Обретя тело, Бог внутри становится жертвой низшего «я». Поистине он Агнец (прообраз жертвенного эго), закланный от основания мира. Заключенный в темницу Бог жаждет праведности и может насытиться только благородными устремлениями и правильными поступками. Только когда смертный осознаёт живущее в нем Бессмертие и жертвует ради него всеми своими греховными намерениями, этот высший Бог может питать его, тем самым принося высшее благословение. Когда человек совершает надлежащие жертвоприношения, более продвинутые существа расы жертвуют собой ради него. На самом деле, никакой прогресс человечества был бы невозможен, если бы эти Великие не оставили свое высокое положение и не пришли к обычным смертным, несмотря на то, что лишь немногие извлекают пользу от высшего отречения. Своим примером и учением они питают тех, кто изголодался по хлебу мудрости, хлебу, который питает как призрачного, так и вечного человека.

Итак, мы, наконец, приходим к пониманию того, что вся жизнь – это взаимный процесс самопожертвования и насыщения или потери жизни ради ее обретения. Следовательно, тот, кто наслаждается тем, что дано ему богами, и не предлагает им ни одного кусочка, подобен вору.

Сноски:

[1] Перевод с санскрита В. С. Семенцова

[2] Благодарность и сострадание к низшим царствам являются ключом к эволюции человека. Люди обязаны любить и защищать низшие царства, чтобы заслужить контакт с божественным миром, который над ними, и установить его. (ККA)

[3] Джняни – мудрые души. (ККА)

000

admin

От admin