Несколько слов об издателе сочинений Елены Петровны Блаватской на русском язык
Михаил Никифорович Катков (1818-1887) был славянофилом
00000000000000000000000000000000000000000000000000000
Следующий текст является фрагментом более обширной статьи
Бориса де Цыркова под названием «Сочинения Е.П.
Блаватской на русском языке». Этот фрагмент входит в предисловие книги «Из пещер и дебрей Индостана» Елены П. Блаватской, США, 1975/1983, 719 страниц. Смотрите страницы XXVI-XXIX.
(ККА)
000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
После того, как Е.П. Блаватская и полковник Г.С. Олкотт поселились в Бомбее, Индия, Е.П.Б. начала писать свою знаменитую русскую серию под названием «Из пещер и дебрей Индостана». Её подзаголовок – «Письма на родину». Эта серия начала выходить в очень известной российской ежедневной газете «Московские ведомости», в то время выходившей под редакцией известного публициста и литературного деятеля Михаила Никифоровича Каткова.
Катков родился в Москве 1 ноября по старому стилю или 13 ноября по новому стилю 1818 года, он лишился отца ещё в младенчестве. Вместе со своим младшим братом он воспитывался под непосредственным наблюдением своей матери, которая была грузинкой по происхождению. В 1834 году он поступил в Московский университет на литературный факультет, который окончил с отличием четыре года спустя. Его литературная карьера началась еще до окончания учебы в университете, и многие из его очерков, опубликованных в лучших журналах того времени, отражали мистическое отношение к жизни и сокровенное единство человека и природы. На его философские взгляды оказали большое влияние Шеллинг и Гегель. После трех лет, проведённых за границей, где он жил в нескольких европейских странах и стал близким другом Шеллинга, находясь в Берлине, он вернулся домой, оказавшись в очень сложных финансовых обстоятельствах и без бывших друзей, которые не разделяли его новых взглядов. Он зарабатывал себе на жизнь репетиторством и посвятил себя изучению филологии, истории и классической античности. В 1845 году он успешно защитил магистерскую диссертацию по славяно-русской филологии и стал доцентом Московского университета, где почти пяти лет преподавал логику и психологию, помогая как своей матери, так и младшему брату. В 1850 году он внезапно потерял свою должность из-за того, что преподавание философии в университетах было передано священникам, которые были профессорами богословия.
После еще одного короткого трудного периода Каткову совершенно неожиданно предложили должность редактора знаменитых «Московских ведомостей», которую он занял в марте 1851 года. Имея зарплату в две тысячи рублей, комиссионные в размере 25 копеек с каждого нового подписчика и бесплатное жилье, Катков считал себя вполне обеспеченным человеком; это привело его к женитьбе на княжне Софье Сергеевне Шаликовой, дочери известного литератора.
Под руководством Каткова число подписчиков его газеты выросло с семи до пятнадцати тысяч, а качество газеты значительно повысилось благодаря участию новых литературных талантов. К этому периоду его литературной деятельности относится основное сочинение Каткова «Очерк древнейшего периода греческой философии» (1854), в котором учения Гераклита, Пифагора и других толкуются символически, как выражающие различные абстрактные истины.
Различные правительственные ограничения, особенно по политическим мотивам, и отсутствие свободы, с которыми Катков сталкивался в ведении своей газеты, фактически бывшей собственностью Московского университета, заставили его принять решение, обратиться к властям за разрешением издавать свой собственный независимый печатный орган. После некоторых трудностей и проволочек ему разрешили издавать пару раз в месяц небольшой журнал под названием «Русский вестник», который начал выходить в 1856 году. Катков уволился из редакции «Московских ведомостей».
Новый журнал вскоре приобрел хорошую репутацию, и некоторые из лучших литературных талантов России писали для его страниц, такие как Толстой, Тургенев, Гончаров и другие. Число подписчиков неуклонно росло. Недовольный тем, как велась его политическая рубрика, Катков сам возглавил её, хотя и сознавал, что не очень хорошо разбирается в этих вопросах. Его главными качествами в этой области были страстный патриотизм, который неоднократно так тепло оценивала сама Е.П.Б., его глубокое религиозное чувство и его преданность трону. Некоторые из этих взглядов были довольно неправильно поняты более поздними, послереволюционными писателями, которые позволили себе причислить Каткова к реакционерам из-за своего узкого кругозора и фанатичной приверженности новомодным идеям. Такая оценка фигуры Каткова исторически необоснованна.
Катков выступал за далеко идущие реформы в структуре государства и в то время склонялся к английской форме правления. Он был сторонником относительно свободной прессы, и некоторые из его редакционных статей, а также то, что он отстаивал материалы других людей, неоднократно вызывало гнев цензоров. Катков сопротивлялся, и весьма успешно. Вскоре он понял, что ему нужна ежедневная газета. В это время Московский университет решил сдать в аренду свою газету «Московские ведомости». Катков предложил за нее сумму в 74 000 рублей, и газета вторично оказалась у него в руках и начала выходить под его редакцией с 1 января 1863 года. Его борьба была направлена против существующей бюрократии. Одно время издание его «Ведомостей» было приостановлено на два месяца, но потом возобновилось. В мае 1866 года он добился интервью у императора Александра II, который находился с визитом в Москве, и был принят весьма радушно с заверением в особом покровительстве императора.
В 1868 году Катков и его близкий друг Леонтьев [1] открыли новое учебное заведение – лицей, который должен был основываться на принципах классического образования, что всегда было глубоким убеждением Каткова. Специальное отделение было посвящено бесплатному образованию и содержанию многообещающих мальчиков из народа со всех уголков России, которые должны были стать будущими учителями.
Каткова очень интересовало будущее тех славянских народов, находившихся тогда под гнётом, как Австрии, так и Турции, и он стал сторонником славянофильства. Однако его энтузиазм в отношении реформ постепенно подрывался всё увеличивающими оскорблениями со стороны различных либерально настроенных людей, и его оппозиция ожесточённым радикальным элементам стала реальной силой после убийства императора 1 марта по старому стилю или 13 марта по новому стилю 1881 года. «Московские ведомости» приобрели такое значение, какого прежде не имела ни одна другая газета России. На их страницах обсуждались важнейшие проблемы современности, и из этих дискуссий со временем вызревали различные действия как внутренней, так и внешней политики. Собственная жизнь Каткова была полностью погружена в деятельность общественного и национального служения и посвящена ей, и он рассматривал её как постоянный крестовый поход в интересах государства. Он работал день и ночь, не давая себе никакого отдыха, и, в конце концов, подорвал свое здоровье настолько, что его нельзя было восстановить. Он умер в своем имении Знаменское Московской губернии 20 июля или 1 августа 1887 года и был похоронен в Алексеевском монастыре в Москве.
Такова была личность и происхождение человека, которого Е.П. Блаватская считала одним из великих патриотов своей родины и который открыл страницы своих зданий для ее пера.
Примечание:
[1] Павел Михайлович Леонтьев (1822-1874), филолог и педагог, дальний родственник философа, дипломата и монаха Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891). (ККА)
000