Почему теософы не уделяют следствиям слишком много внимания
Будь то в видимом и материальном мире или на постижимом плане реальности, какие бы факты ни воспринимались как имеющие место, сначала они обязательно происходят на причинном уровне. Каждое событие должно задать движение своей собственной причинно-следственной цепочке, прежде чем стать заметным.
Причины как таковые невидимы. Внешние видимые факты и объекты можно обнаружить с помощью пяти органов чувств, но их собственное действие как причину воспринять не так легко, если только наблюдатель не обладает надлежащим вниманием и осознанностью. Искатель истины должен иметь в своем сознании некую систему, чтобы не запутаться в обширной кармической сети взаимодействующих следствий.
Так как причины явлений являются оккультными для внешнего зрения, оккультизм есть наука о причинах. В оккультизме речь идет о самом необходимом. Для этого он выходит за рамки видимых аспектов фактов и существ.
Поэтому те, кто серьезно изучает оккультизм, стремятся взаимодействовать с источниками явлений. Они борются с корнем страданий и невежества. Они создают и стимулируют причины освобождения от страданий, предпочитая работать на причинно-следственном плане реальности и часто предоставляя следствиям самим заботиться о себе.
Небольшие события являются причиной больших. Жизнь течет от оккультного уровня, или уровня семени, к уровню всходов или малых результатов; тогда она ведет от малого к большому. В конце концов, крупные системы имеют тенденцию исчезать в соответствии с законом циклов, тем самым открывая пространство для прорастания новых семян.
Желание связано со следствиями точно так же, как воля связана с причинами. Мудрецы и оккультисты следуют закону сохранения энергии и сосредотачиваются на причинах, чтобы не терять слишком много сил и времени на то, что вряд ли можно изменить или избежать, – на следствиях.
Только направляя причины, можно лучше влиять на мир следствий. С другой стороны, довольно сложно влиять на мир причин, действуя из мира результатов. Однако причину и следствие нельзя разделить, так как любое следствие также является причиной, а любая причина – следствием.
Так, буддистская «Упасака-сутра о предписаниях» гласит:
«Добрый сын, если бодхисаттва может созерцать причину и следствие, следствие причины и причину следствия, он может таким образом разрушить причины и следствия и обрести причины и следствия. Если бодхисаттва может разрушить и обрести причины и следствия, это называется следствием дхармы, царем всех дхарм или совершенным владением ими». [1]
В «Письмах Махатм» можно найти такое ясное определение эзотерической философии:
«Наша философия подпадает под определение Гоббса. Это, прежде всего, наука о следствиях согласно их причинам и о причинах согласно их следствиям». [2]
Согласно буддизму, двенадцать нидан образуют «причинно-следственную цепочку» человеческой жизни и страданий. Однако традиционные названия нидан [3] являются всего лишь примерами, приведенными для того, чтобы стимулировать изучение и наблюдение за цепочкой причинно-следственных связей, присущей каждому аспекту жизни. Такая цепочка причинно-следственных связей – это, конечно, цепочка кармы. Это – симметричная сеть привязанности и неприятия, желания и страха, форм удовольствия и форм страдания. Именно эта цепочка делает людей слепыми узниками неприятного цикла рождения и смерти.
В «Письмах Махатм», после описания мира нидан человеческих привязанностей, Учитель Мудрости задает трудный вопрос одному чела-мирянину, который хочет вступить в более тесный диалог с гималайскими мудрецами. Учитель пишет, имея в виду обычных мужчин и женщин:
«Неужели вы не попытаетесь (ради сокращения расстояния между нами) выпутаться из сетей жизни и смерти, в которые они все пойманы (…..)?» [4]
Действительно, все зависит от каждого отдельного человека. Освобождение может быть истинным только в том случае, если это является освобождением самого себя.
Карма – великий учитель, и жизнь предоставляет нам ценные возможности учиться. С началом каждого нового цикла (будь то год, десятилетие или новые сутки) у человека складываются лучшие обстоятельства для того, чтобы сосредоточить свое сознание на здравом понимании причин невежества и избежать их, а также на причинах достижения мудрости, чтобы задать им более сильное и конкретное движение.
СНОСКИ:
[1] «Упасака-сутра о предписаниях», Центр буддийских переводов и исследований Нумата, 1994, 225 стр., см. стр. 38.
[2] «Письма Махатм», письмо X
[3] См., например, «Теософский словарь», Е. П. Блаватская, о «ниданах».
[4] «Письма Махатм», письмо XLV