Если вы спрашиваете себя, как можно послужить своей стране, вы уже ей помогаете
Строительство всегда идет медленно, разрушение происходит довольно быстро. Сколько времени нужно, чтобы построить страну, и сколько времени нужно, чтобы ее разрушить, если разрушительные энергии достаточно сильны?
Нам лучше любить то, что у нас есть, чем презирать это.
Давайте рассмотрим, например, время и усилия, затраченные на строительство главных столиц нашего современного мира, и вспомним, как быстро и легко было бы увидеть их уничтоженными атомными бомбами.
Человеческая природа такова, что как агрессивные, так и разрушительные действия часто начинаются на подсознательном уровне или совершаются при недостаточном знании тех, кто принимает решения.
Власти имеют ограниченную оценку значения и последствий своих собственных решений. Расстояние между кондиционированным кабинетом высших бюрократов и реальностью на местах велико. Кардинальные решения меняют жизнь непредсказуемым образом.
В критические времена население дезинформируют, и журналисты первыми игнорируют реальные последствия того, что они говорят. Общественное мнение то здесь, то там управляется мимолетными поверхностными волнами мнений и пропаганды. Кроме того, Зигмунд Фрейд достаточно ясно писал о подсознательном искушении саморазрушения, потенциально присутствующем в сознании человека, особенно во времена кризиса нравственности.
Отдельные лица и группы могут обманываться внешностью. Иногда они быстро разрушают себя, будучи уверенными, что делают огромный шаг к счастью.
Никогда не было легко сохранить свою семью или нацию. Существование нашей страны не следует принимать как должное; государства не вечны. Целые народы время от времени сталкиваются с опасностью, и Жан-Жак Руссо, писавший в 18 веке, задавал себе вопрос:
«Если Спарта и Рим погибли, то какое государство может надеяться существовать вечно?» [1]
Гнев — чувственная страсть глупцов
Во времена нарушения нравственности многие страны разделяются, и каждое обстоятельство, кажется, бросает вызов коллективной гармонии. Тогда умеренных людей считают лицемерами. Лидеры, которые хотят продолжать вести честный диалог и сохранить баланс между различными точками зрения, считаются ненадежными, если не смешными. Гнев является доминирующим чувством, а нетерпимость становится правилом. «Все, кто думает иначе, нежели я, непорядочны», — говорит себе средне статистический гражданин; и такой упрощённый подход способствует ложную оправданию, чтобы отказаться от порядочности со своей стороны.
Когда в эмоциональной программе доминируют недоброжелательность и страх, люди помнят о том, что ненавидят, но не думают о том, что любят. Тогда немногие помнят об очень важном факте, упомянутом Еленой Петровной Блаватской:
«Гнев — чувственная страсть глупцов; он не подобает мудрому».[2]
В обществе легкомысленных людей беспринципную ненависть так же легко обнаружить, как и страх. Ненадёжные ветры недоверия легко разрушают брак, семью, страну. Замаскированные формы агрессии иногда являются худшими из всех. Как нашим странам избежать пандемии деструктивных настроений, социальных кризисов и военных конфликтов, в том числе необъявленной асимметричной войны?
Человеческая жизнь нуждается в сакральном резервуаре высших вдохновений, духовном и психологическом источнике внутреннего удовлетворения. Мы все хотим мира, но сами делаем его невозможным. Есть что-то, что отделяет нас от мира гармонии. В классическом сочинении «Обязанности сердца» даётся объяснение: «Ваши ошибки стали преградой между вами и вашим Богом». [3]
Другими словами, накопленное нами невежество мешает нам преодолеть ненависть и оставить эгоизм, чтобы жить в совершенном сотрудничестве.
На самом деле человеческие возможности мудрости и справедливости реальны и безграничны. Они присутствуют всё время. Мы должны принять решение их развивать. Нам нужно терпеливо выявлять свои ошибки и исправляться, чтобы перестать повторять свои неудачи снова и снова, словно глупцы.
Мудрые люди останавливаются, задумываются и поэтому способны учиться. Разумные граждане исправляются сами. Неразумные люди прилагают значительные усилия для исправления других, иногда применяя насилие.
В Библии говорится:
«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».[4]
Философия и религия являются источниками здравого смысла и проницательности. От них зависит жизнь каждого народа. Если мы хотим сохранить наши страны в трудные времена, возможно, не мешало бы помнить, что мёртвая буква формального законодательства бесполезна во время системного кризиса. Должна быть общая доброжелательность в отношении духа законов. Если глобальный кризис угрожает странам фиаско, нации нужен живой общественный договор, стабильное решение утвердиться с позиции солидарности в общем идеале, который все охотно уважают.
Ни одно общество не будет процветать без взаимного доверия. А доверие зависит от благонадежности.
Всякий раз, когда вы видите, что стране угрожает опасность фиаско, спросите себя, насколько прочны в ней семейные узы. Немногие понимают последствия того факта, что семья является основой любого общества. Микрокосмическое и макрокосмическое являются зеркалами друг друга. Именно чувство сродства объединяет семьи и страны. Доброжелательность питает сущность человека. Руссо пишет:
«Дома делают город, и горожане делают город».[5]
У нас может быть нормальная страна, пока присутствует альтруизм и дух гражданственности. И это отличается от простых писаных законов. Зигмунд Фрейд писал, что сохранение цивилизации требует самопожертвования и способности подняться или возвыситься над поиском сиюминутных удовольствий.
Если вы спросите себя, как можно послужить своей стране, вы уже помогаете ей. Но тот, кто может только рассуждать о долге страны перед ним, скорее должен предпринять необходимые шаги, чтобы излечиться от чрезмерного эгоизма. Невежество необходимо признать как часть человеческой реальности, но для него должны быть установлены ограничения. Популярная поговорка гласит: «как аукнется, так и откликнется». Что посеешь, то и пожнешь. Тот, кто делает добро, обретает полное удовлетворение.
Чувство общей цели
Должна быть установлена точка равновесия между коллективными потребностями и индивидуальными устремлениями. Многочисленные противоборствующие социальные группы должны найти между собой точку гармонии. Если какой-то конкретный слой общества ставит свои узкие интересы выше общего блага, всю нацию ждут неприятности. Тогда кризис даст повод для изучения нескольких вопросов:
* Есть ли у нас общая философия, общий взгляд на жизнь и общий идеал, который может вдохновить всех нас?
* С какими угрозами – внутренними и внешними, объективными и субъективными – может столкнуться наша страна? Можем ли мы усмотреть в них ненормальную степень взаимного недоверия и неискренности?
Политическая ненависть внутри страны является симптомом того, что общей цели не существует или она на мгновение забыта значительной частью организованного общества.
Когда принципы понятны и ясны
Давайте подумаем о мировом сообществе.
Время от времени новая волна бездумного глобализма, кажется, застает мир врасплох и угрожает независимости отдельных стран, больших и малых. Тогда плюрализм человеческих цивилизаций подвергается сомнению. Такие лихорадочные проекты обычно связаны с военными действиями, как мы видим на примере наполеоновской Франции и нацистской Германии. Император Греции Александр Македонский, который с радостью принимал поклонение ему как Богу, был пионером таких повторяющихся иллюзий глобализма.
Когда нации или другие международные силы становятся слишком эгоистичными в своем поведении, из диалога исчезает общее чувство справедливости и взаимопонимания.
Тогда межкультурные мосты сжигаются. Традиции подвергаются нападкам. Страны с разными религиями и философиями называются «несносными врагами, не заслуживающими уважения». Красивые слова служат тому, чтобы скрыть факты. Тогда властвует честолюбие, и потакание своим слабостям начинает прокладывать путь в ад. Магнаты оружейной промышленности тайно захватывают политическую власть. Как следствие, войны заменяют практику доброй воли. Со временем такая форма коллективного безумия может привести в значительной степени к взаимному уничтожению.
Те, кто намерен сохранить общество, знают, что вражду нужно держать в рамках.
Уважение к жизни должно стоять на первом месте. Общественный договор (общая воля, чувство взаимной признательности) необходим во всем мире. Такое честное отношение необходимо нациям, политическим партиям, членам семей и социальных групп любого рода. И последнее, но не менее важное: каждый человек должен иметь чувство собственного достоинства, стараться познать себя и хоть сколько-нибудь владеть собой.
О мечтах и делах
Что заставляет страну противостоять трудностям? Руссо пишет:
«Пока известное число людей считает себя единым телом, у них есть только одна воля относительно общей безопасности и общего блага. В таком случае все силы государства энергичны и просты, а его принципы понятны и ясны; у него нет спутанных и противоречивых интересов; общее благо всегда просто и ясно, и для его восприятия требуется только здравый смысл». [6]
Конечно, странам нужны перемены. И не нужно терять время на бездумные действия, чтобы сразу добиться радикальных улучшений…
Помимо объективности, нам нужна способность мечтать, поскольку она расширяет наш кругозор, когда мы сталкиваемся с трудностями. Трезвые, осознанные мечты имеют целительный эффект и побуждают к творческим действиям.
Круги взаимного негатива должны быть разорваны, а разомкнутые цепи взаимопонимания постепенно должны расширяться. Следует избегать личных нападок, поскольку долг того, кто хочет помочь обществу, состоит в том, чтобы уважать всех и поощрять лучшее в других.
СНОСКИ:
[1] «Общественный договор», Жан-Жак Руссо, Книга III, Глава XI. См. том «Общественный договор; первая и вторая беседы» Жан-Жака Руссо; Сьюзан Данн, редактор; Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 315 страниц, авторское право 2002 г., стр. 216.
[2] Это слова древнего мудреца, процитированные Е. П. Блаватской в «Тайной доктрине», том I, нижняя половина страницы 415.
[3] Буквально «грехи ваши стали…». Этимологически слово «грех» означает «ошибку». Не следует смотреть на это суеверно.
[4] Притчи, 16:32
[5] «Общественный договор», Жан-Жак Руссо, книга I, глава VI, последний абзац, сноска. См. том «Общественный договор; первая и вторая беседы», стр. 164.
[6] «Общественный договор», книга IV, глава I, абзац первый. См. том «Общественный договор; первая и вторая беседы» Жан-Жака Руссо, стр. 227.
000