00000000000000000000000000000000000000000000
Редакционное примечание: статья «Ключ к уравновешенности» была впервые анонимно опубликована в журнале «Теософия», январь 1922 года, стр. 77-78. Анализ ее содержания и стиля показывает, что она была написана Джоном Гарригес. Оригинальное название «Уравновешенность». (ККA) 00000000000000000000000000000000000000000000000
Уравновешенность предполагает владение телом, чувствами, мыслями и переживаниями, исходя из поставленной цели. Если эта цель не является высшей, истинной уравновешенности достичь невозможно. Это происходит потому, что цель сама по себе не будет устойчивой, и поэтому существо, стремящееся к ней, колеблется вместе с движением колеблющейся цели.
Поэтому учителя на протяжении всех веков, в том числе и наши современники, а также древние, предупреждают нас: всегда помните о главной цели; цель нашего союза никогда нельзя упускать из виду.
Что это за главная цель для каждого серьёзно изучающего теософию? Это единение с высшим Я (ни больше, ни меньше), осознание Бога в нас и единство с ним.
Многим это кажется далеким идеалом. Мы понимаем, что не готовы к этому. Для большинства из нас годы обучения, приобретения опыта, смены идей и идеалов, колеблющихся целей прошли в течение одной-единственной жизни. Мы принадлежим к расе, движимой расовыми идеями, погруженной в ее воображаемую цивилизацию и связанной с ней. Как внутреннее, так и внешнее окружение весьма сильно! Мы полагаем, что когда-нибудь и в каком-нибудь другом воплощении, через много жизней после этого воплощения, мы будем готовы. Это, конечно, позиция личности, и, следовательно, слабая. При такой позиции никогда не придти к настоящей уравновешенности.
Только наше Я постоянно. И только постоянное может быть устойчивым. Мы и есть это Я, этот Бог, это Высшее, «главной целью» является осознание того, что мы называем ТО.
Поэтому, размышляя над этой идеей, занимая такую позицию (терпеливо, настойчиво и без уныния занимая ее снова и снова), мы обнаруживаем, что движемся к устойчивой цели. И уравновешенность приходит к нам незаметно, но все в большей и большей степени, как и любое другое знание или приобретение, которым стоит обладать. Мы обнаруживаем, что начинаем отчасти обладать ею, начинаем понимать и ценить её. Тогда мы сможем приступать к работе, чтобы исследовать, проявлять и использовать эти наши способности и инструменты. Возничий прочно сидит в колеснице, умело пользуется поводьями, учится управлять своими лошадьми и направлять их на нужную работу.
Уравновешенный ученик движется среди людей и событий любой природы сильным, безмятежным и непоколебимым – способным отличать одно от другого, способным решать проблемы, потому что он видит их такими, какие они есть, готовым и способным эффективно выполнять свой необходимый жизненный долг, способным помогать другим душам по мере их нужды в помощи, когда им следует помогать. Огонь Я ярко горит в нем. Он должен твердо и непоколебимо противостоять самому этому возбуждению, иначе он начнет ощущать его силу как свою силу и, таким образом, упадет из акаши в более низший астральный свет – от устойчивой безличности к колеблющейся личной позиции. Но сам огонь, питающий сам себя, поддерживает и подпитывает его, и благодаря его силе для других могут совершаться чудеса. Неудивительно, что один Учитель сказал: «Он укрепляет и улучшает даже обстоятельства жизни».
Так, мы должны стремиться к постоянству, придерживаясь главной цели, занимая и ещё раз занимая истинную позицию ежедневно, ежечасно, каждую минуту. Другого пути нет. Мы должны понять, что нет ничего мелкого, нет ничего великого, всё – жизнь, всё – интересный и ценный опыт. Высоты достигаются благодаря уравновешенности, уверенности в себе, благородству – и смирению. Награда за их достижение должна быть невыразимо щедрой и чудесной, ибо тогда человек становится Учителем жизни.
«Ом – это лук, атман – это стрела, а Брахман называется ее целью. В нее должен попасть человек, который не лишен рассудка; и тогда, когда стрела достигнет цели, он станет единым целым с Брахманом. Познай его одного как высшее Я и оставь другие слова. Он – мост к бессмертному. Медитируй на высшее Я как на Ом».[1]
Примечание:
[1] Дж. Гарригес цитирует здесь строки из «Мундака-упанишады», с которых начинается статья Уильяма Джаджа «Бей в цель» (ККА).
000