ТОРГОВЕЦ: О, почтенный мудрец, не зайдешь ли ты в мой дом и не благословишь ли его? Ибо я чувствую, что тогда процветание в доме и на рынке будет сопутствовать мне всегда.

Мудрец: Нет. Было бы лучше, если бы я остался здесь, где я нахожусь, где все люди могут обратиться ко мне за советом. Моя обязанность –  благословлять не одного человека или торговца, а всех людей по всему миру.

Торговец: Я не прошу благословения на торговлю, ибо я и так весьма преуспеваю. Мне принадлежат дома и корабли, а также обширные поля; но в моем доме царит раздор и недовольство, которые беспокоят меня. Действительно, в последнее время они терзают мою душу, что это является причиной сокращения прибыли в последнее время, когда другие торговцы пожинают плоды там, где сеял я.

Мудрец: Ты и дальше будешь разоряться, если не будешь сохранять ясности ума. Можешь ли ты знать, под каким благоприятным знаком совершать покупку, если твой ум раздирается между обязанностями, связанными с делами, и твоими личными страданиями, тревогами или страхами? Можешь ли ты ясно видеть проблемы своего дела, пока твой ум не прояснится в отношении проблем твоей души?

Торговец: Ах, если бы я мог добиться такого успеха в своем доме, какого всегда добивался на рынке!

Мудрец: А почему бы и нет? Успех того и другого в принципе схож. Ты знаешь, как именно ты пришел к этому успеху?

Торговец: Конечно. Главная причина моего успеха заключается в том, что я обращался со всеми, кто служил мне одинаково, по справедливости, и не терпел, чтобы у меня оставались люди с кислыми лицами, резкими манерами и придирками к своим товарищам, как это делают все подчиненные перед широкой публикой, которую каждый торговец обязуется обслуживать.

Мудрец: Ты первым упомянул человеческий фактор в своем деле. И ты поступил мудро. Тогда я могу считать само собой разумеющимся, что ты поступаешь честно и справедливее с теми, кто ищет твой товар.

Торговец: Но я не могу уволить ни жены, ни сына, ни мать из дома за те поступки, которые я не могу допустить в своем деле!

Мудрец: Когда ты увольнял подчиненного, ты делал это из-за уязвленной гордости и гнева или по справедливости, согласно заключенным соглашениям? Сожалел ли ты о том, что его уволил, или желал внушить ему свою высочайшую значимость и сурово осудить за то, что он воспользовался предоставленным тобой местом без должной ответственности?

Торговец: Никто никогда не говорил, что я был несправедлив во всех своих деловых связях. Но мои чувства не были затронуты, как в ссорах в моем доме!

Мудрец: Ты сказал правду. Как же тогда ты можешь быть справедливым дома, если сначала не обуздаешь все свои чувства и не заменишь их только справедливостью и мудростью?

Торговец: Это я могу понять. Но если бы ты мог знать, что они делают и что говорят, — воистину, мне стыдно рассказывать тебе об этом!

Мудрец: Тебе не нужно этого делать. Но вот что я знаю – когда человек выбросит все свои желания из сердца; когда он перестанет ожидать и требовать чего-либо, кроме того, что дается добровольно; когда он перестанет подозревать и жаловаться, а также опровергать любую критику в свой адрес, тогда он познает принципы гармонии в своей собственной душе, из которых проистекает согласие и гармония во всем. Другие могут не слышать, но его заботит только то, чтобы он произнес нужное слово. Другие могут не чувствовать ответной щедрой любви, которая переполняет его душу; другие могут не видеть признаков того, что человек свободен от желаний, гнева и самообороны; но его ясная, непоколебимая цель, тем не менее, будет благословлять их; его неизменная благожелательность, хотя и раздражает их худшую часть, однажды расшевелит их лучшую часть, и он изберёт лучший путь, поскольку его истинная жизнь придала ему уверенности.

Торговец: Я прекрасно понимаю, что подобный успех приходит трудно и медленно, в то время как неосознанные неудачи преграждают путь в жизни.

Мудрец: Мудрый человек думает не о большом успехе и не о тяжкой неудаче. Мудрый человек думает не о времени, а о душе. Именно душа занята домочадцами и торговлей на рынке — ее потребности удовлетворяются как в одном, так и в другом месте. И кто может сказать, что именно нужно каждой душе для обретения опыта? Спокойный ум может удовлетворить все потребности других людей и любой опыт, как дарованные благословения, так и приобретенные знания.

Торговец: Пойду, поразмышляю, о, мудрец, над тем, что ты открыл мне о самом себе. Благословляя меня в этот день, ты благословил многих. Благодарю тебя.

admin

От admin