Гален Пергамский, эзотерическая философия и искусство врачевания
Слева портрет Галена на португальской бронзовой медали, принадлежащей библиотеке Независимой ложи теософов; справа одно из писем Махатм.
«Теософия — это та отрасль медицины, с помощью которой
можно избавиться от своих грехов, накопившихся с незапамятных времён».
(Парамаханса Гималаев, статья «О том, что такое теософия»)
Изучающие теософию должны устанавливать соотношение между теорией и практикой в повседневной жизни. Серьёзный взгляд на проблему преподаст нам не один урок смирения.
Один из Учителей Мудрости однажды назвал теософию лекарством для души. Духовное невежество — это болезнь тех, чьи души всё ещё инфантильны. Божественная мудрость исцеляет человека изнутри; она открывает дверь к чувству собственной ответственности.
Известный врач Гален Пергамский, живший в римской империи во втором веке нашей эры, написал интересное предостережение врачам. Слова Галена особенно полезны современным теософам:
«То, что происходит с большинством спортсменов, которые мечтают о победе на Олимпийских играх, но не проходят для этого никакой подготовки, происходит и с большинством врачей. Они восхваляют Гиппократа, которого считают лучшим из всех врачей, но чтобы уподобиться ему, они сделают всё, что угодно, только не это».[1]
Эта мысль принадлежит Сократу. Правильное соотношение между теорией и практикой — непростая задача. Чтобы иметь возможность спокойно устанавливать расстояние между двумя факторами необходимо смирение. Сделав этот шаг, человек может медленно и терпеливо трудиться над недостатком слаженности и гармонии между его идеалами и его повседневной жизнью.
Тапас или аскетизм может послужить ценным инструментом в этом странствии. Один из Махатм написал женщине-теософу, которая хотела помочь человечеству:
«Готовы ли вы внести свой вклад в великое дело благотворительности? Вы предложили себя Красному Кресту, но, сестра, есть болезни и раны души, которые не может излечить никакое хирургическое искусство. Не могли бы вы помочь нам научить человечество тому, что больные душой должны исцелять себя сами?» [2]
Другой учитель мудрости не явно называл теософское движение попыткой принести исцеление, рассуждая о приёме в его ряды «трудных» людей. Он начинал со слов:
«Природа соединяет все части своей империи тонкими нитями магнетической симпатии, и даже между звездой и человеком существует взаимосвязь; мысль летит быстрее, чем электрический флюид, и ваша мысль найдёт меня, если будет направлена чистым импульсом».
Несколькими строчками ниже учитель добавлял:
«Поймите это, и приём в [Теософское] Общество лиц, часто вызывающих у вас отвращение, больше не будет вас удивлять. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» — аксиома, кто бы её ни произносил». [3]
Истинный последователь Гиппократа, Гален Пергамский учит, что врачи должны делать больше, чем просто использовать имя основателя медицины. Слепой догматизм не помогает. Врачи должны совершенствовать правильное понимание науки, будучи независимыми философами и практикуя «рациональное созерцание».
Такое рассуждение справедливо и для современных теософов в их отношении к учителям Елены Петровны Блаватской и их учениям, переданным через неё. Можно применить слова Галена к современному эзотерическому движению, заменив лишь имя «Гиппократ» на слово «мудрецы».
Гален пишет:
«…Мне казалось, что я должен искать причину, какой бы она ни была, в результате которой (хотя все они изумляются этому человеку [или мудрецам]), они не читают его [или их] писаний; или в результате которой, если бы кто-нибудь из них случайно и прочитал их, то не понял бы прочитанного; или в результате которой, если бы ему и случилось понять, то он не стал бы сочетать понятое с практикой, чтобы закрепить его и сделать его привычным, узнав через упорство и способности всё то, что Гиппократ [и мудрецы] достиг и даровал людям». [4]
Вместо простого заучивания учения теософы должны исцелять себя от болезни невежества и помогать другим делать то же самое.
Они могут преуспеть в своей задаче благодаря исцеляющей силе трёх путеводных огней в поисках божественного знания, а именно, альтруизма, чувства собственной ответственности и более глубокой проницательности.
СНОСКИ:
[1] Из первого параграфа эссе Галена Пергамского «О том, что лучший врач также является философом».
[2] «Письма Учителей Мудрости – Вторая Серия», Письмо 72, стр. 129.
[3] «Письма Махатм», письмо 45, стр. 267-268. В хронологическом издании Письма Махатм см. Письмо 47. Аксиома присутствует в Евангелии от Матфея 9:12, в Новом Завете: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные».
[4] Из очерка «О том, что лучший врач есть ещё и философ».
000
Статья «Теософия или медицина души» была опубликована на совместных сайтах в качестве самостоятельной статьи 08 октября 2020 года и приведена из октябрьского номера журнала «Теософ эпохи Водолея» за 2019 год, стр. 3-5.