МУДРЕЦ: О, маленький человек, как ты можешь швырять свою книгу на пол и топтать её? Чем она тебя обидела?
Ребенок: Я не буду ее учить! Я терпеть не могу эти уроки! Я не могу это учить, я не хочу учиться! Посмотри, это книга чисел.
Мудрец: Но когда я держу ее в руках, я вижу на ее страницах не врагов, а друзей, верных друзей в течении многих лет. Ты когда-нибудь представлял себе мир без цифр? Через неделю ты отправляешься в путешествие. Как ты узнаешь, когда отправляться, без цифры семь? Твой отец возьмёт тебя на корабль, когда назначит плату за твой проезд (некое количество монет, которое, по мнению людей, является достаточным). Разве твое имя не состоит из определённого количества букв? Цвета радуги, струны лютни, члены твоего тела — если бы не цифры, обозначающие их место и роль, ты бы мог всё перепутать? Понаблюдай за своей речью и мыслями хотя бы один день, и ты поймешь, какая тебе польза от чисел! Они твои друзья, и их нужно лучше узнавать и понимать. Но такой, каким я увидел тебя сейчас, захотел бы ты использовать своих врагов?
Ребенок: Врагов нужно убивать и уничтожать, как это делают на полях сражений!
Мудрец: Те, кто понимает, говорят иначе. Врагов нужно подчинять, направлять, использовать. В старину величайшим достижением было количество пленных, взятых на законной войне.
Ребенок: Но иногда их заковывали в цепи и пытали.
Мудрец: У каждого есть свой враг, которого нужно пытать и заковывать в цепи! И мало тех, кого не одолевает дьявольское нетерпение. Что касается тебя — я бы хотел, чтобы ты в своем нетерпении причинил скорее боль мне, чем книге.
Ребенок: Неужели ты думаешь, что я действительно навредил книге этими несколькими шрамами?
Мудрец: Нет, не шрамами, которые мы видим, а своим гневом. Его отпечаток – это невидимый шрам на каждой спящей жизни формы, называемой книгой. Освобожденные и пробужденные в грядущие века, они предстанут перед тобой и предъявят счёт. Ведь книга живет не только тем, что разрушительная сила твоего нетерпения вызывает ответный трепет. Один удар молота по наковальне разносится по всему пространству. Один камешек, брошенный в тихий пруд, приводит в движение каждую каплю в нём. Мальчик, ты думаешь, воздух необитаемый? Куда бы ни обратился твой взор в гневе, где бы ни звучал твой голос, несущий диссонансные нотки, мириады существ подхватывают это послание и распространяют его по всей вселенной!
Ребенок: Но люди сердятся и бывают нетерпеливыми каждый день.
Мудрец: Но не мудрые, не справедливые, не сильные! И ты поймёшь, как прекраснейшие планы счастливчиков рушатся из-за одного слова, сорвавшегося с губ, которое свидетельствует о раздражении по поводу слабости или невежества другого человека и вызывает пыл осуждения из-за его беспечности или глупости. В одном таком слове собралось все множество неправильно прожитых жизней прежних времен.
Ребенок: Отец, я не задумывался обо всех этих вещах.
Мудрец: Тогда задумайся, сын мой, учись и прилагай усилия. Затем, когда довольно часто снова настанет такое время (а это будет, пока враг не будет крепко скован), когда досада и нетерпение попытаются разорвать твою душу надвое, твой разум будет становиться сильнее и спокойнее. В чаше твоего сердца заключена волшебная эссенция; она лежит неподвижно и спокойно, хотя и изливает на всю вселенную бальзам и исцеление. Она есть источник терпения, источник любви, источник того сострадания, которое не причиняет вреда ни малейшему из малых, ни величайшему из великих. Она проявляет к врагу еще большую заботу, чем к другу; она остается незыблемой в спокойствии и терпении, какие бы бури ни бушевали вокруг и какие бы враги ни пытались вторгнуться извне.
Ребенок: О, теперь я вижу, что ты терпеливо бы отнёсся к моему гневу на всё остальное! Отец, позволь мне стать похожим на тебя!