Как идеологический термин, обозначающий духовное единство русского народа на основе православия и общности исторической судьбы, слово соборность стало использоваться в первой трети XIX века славянофилами, и прежде всего А.С. Хомяковым.
У этой идеи есть много других синонимов-символов в русском языке, близких по значению к её основному понятию. Все они отражают разные грани термина, который до сих пор, начиная с Хомякова, традиционно понимается как свободное и естественное единство людей.
Николай Бердяев считает, что понятие единения должно быть как можно более широким.
«Но в действительности соборность есть мое качествование, расширение моего опыта до сверхличного, всеобщего опыта. Свобода не есть индивидуализм. Это предрассудок. Свобода совести вне темы об индивидуализме. Свобода не есть самозамыкание и изоляция, свобода есть размыкание и творчество, путь к раскрытию во мне универсума». [1]
Учение о единении или единстве можно найти и в других совершенно разных цивилизациях, например, в Китае.
Согласно конфуцианскому учению, общество Великого единства или Великого союза существовало в древности, в эпоху мудрых императоров Яо и Шуня, которые, согласно легенде, правили Китаем в XXIV и XXIII веках до нашей эры.
Вот фрагмент конфуцианского учения:
«Когда следовали Великому пути [Дао], всем под небом правил народный, всеобщий дух; выбирали людей талантливых, добродетельных и ловких; слова были искренними, и развивали то, что было гармонично. Поэтому люди любили не только своих родителей и относились как к детям не только к своим собственным сыновьям. Пожилым людям обеспечивали достойную жизнь до самой смерти, трудоспособным людям – занятость, а молодёжи средства для развития. Проявляли доброту и сострадание к вдовам, сиротам, бездетным людям и тем, кто стал инвалидом по болезни, так что все они были достаточно обеспечены … Так, (эгоистичные) планы были подавлены и не нашли развития… Это было то, что мы называем Великим союзом». [2]
В индуизме есть термин Ахамса, анаграмма, используемая в качестве титула Брахмана, о котором Е.П.Б. пишет: «…дается эзотерическое значение выражению а-хам-са (я — есть – он), поскольку хам равнозначен сах «он», а также ахам «я», что является мистической анаграммой и перестановкой)». [3]
Философию единения можно найти в Африке.
Убунту – это термин на языке южного банту, означающий «человечность». Иногда он переводится как «я есть, потому что мы есть» (также «я есть, потому что ты есть») или «человечность по отношению к другим». В языке коса, одном из официальных языков Южной Африки и Зимбабве, используется последний термин, но часто он имеет более глубокий философский смысл – «вера во всеобщие узы общности, которые связывают всё человечество».
Этот духовный идеал можно найти и в Южной Америке. Карлос Кардосо Авелине пишет:
«Существует явное единство между этими [древними] народами, живущими на разных континентах и имеющими разные традиции. Упомянув о некоторых культурных рамках, которые Е.П.Б. замечала у этих необычных буддийских чела, она писала:
«В конце концов, они чела, и в них есть ещё много от смертного человека. (…) Они – большие друзья с коренными перуанскими, мексиканскими и краснокожими индейцами-адептами и челами». [4]
Следовательно, кто может сказать, что создание блока БРИКС [5], основанного государствами с заметно отличающимися характеристиками, является просто случайным или экономическим и не имеет духовной логики в своем историческом динамизме? Незападные и древние народы строят что-то новое из кирпичиков единения.
СНОСКИ:
[1] Николай Бердяев «Самопознание», Париж, 1949, YMCA-Press, 199 стр., стр. 34
[2] «ЛИ КИ» (Книга обрядов), часть I, перевод Джеймса Легга [1885], 437 стр., Книга VII «ЛИ ЮНЬ, или церемониальные обычаи», стр.177
[3] «Тайная доктрина», Т. II, стр. 465
[4] «Древняя философия Анд» Карлоса Кардосо Авелине
[5] Название блока ассоциируется с английским словом «кирпичи».